
Случилось то, чего никто не ждал. Blizzard наконец-то обратили свой взор на засилье пиратских серверов и начали закрывать их один за другим. Почему это происходит? Какие проекты оказываются под ударом? Какова история этих серверов? И есть ли у пиратского комьюнити шансы отстоять свои любимые проекты? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в этой статье. Это не будет объективным расследованием — скорее взгляд на текущую ситуацию.
Борьба с пиратством
Происходящее сейчас — далеко не первый случай борьбы с пиратскими серверами со стороны Blizzard. Кратко взглянем на историю подобных историй. Тут не будет глубокой аналитики — просто небольшой экскурс в прошлое.WoWScape / Scapegaming
Наверное, одно из самых громких дел Blizzard. Громче было разве что закрытие популярного бота для World of Warcraft — Honorbuddy.
В 2009 году компания подала в суд на Scapegaming за неправомерное использование интеллектуальной собственности, а именно — за монетизацию своего «приватного» сервера WoW под названием WoWScape. Ответчиком выступала Алисон (Alyson) Ривз, которая, в итоге, в суд так и не явилась.
Blizzard выиграла дело, и суд присудил компании компенсацию в размере 88,5 млн долларов США. Сумма складывалась из:
- 3 052 339 долларов признанной прибыли (по данным суда, сервер получил эти деньги от пользователей через PayPal);
- 63 600 долларов судебных издержек;
- 85 478 600 долларов компенсации (расчёт базировался на ~427 000 активных игроков, умноженных на $200);
Что касается дальнейшей судьбы Алисон Ривз — о ней больше ничего не известно. После проигранного дела она исчезла из публичного поля, и, судя по всему, никакой новой деятельности в сфере WoW не вела.
Blizzard Entertainment, Inc. v. Alyson Reeves et al
United States District Court, Central District of California
Case No. 2:2009cv07621, Filed On October 20, 2009
United States District Court, Central District of California
Case No. 2:2009cv07621, Filed On October 20, 2009
Nostalrius
В отличие от многих других пиратских проектов, Nostalrius не был ориентирован на заработок. Да, сервер принимал донаты, но они не давали игрокам никаких преимуществ. Средства шли исключительно на поддержание работы — железо, хостинг и прочие расходы.
Возможно, именно этот факт помог авторам проекта избежать серьёзных проблем. Blizzard даже пригласила их к себе в офис, чтобы обсудить тему классического WoW. В итоге всё завершилось тихо и мирно, без исков и громких скандалов.

Встреча команды Nostalrius с Blizzard
Кстати, вопреки расхожему мнению, никто из команды Nostalrius так и не ушёл работать в Blizzard над будущей WoW Classic.
Elysium и Light’s Hope
После закрытия Nostalrius его наработки были переданы серверу Elysium. Предполагается, что это было не безвозмездно — косвенно об этом говорит тот факт, что к одному из создателей Nostalrius позже приходил частный детектив, нанятый Blizzard.

Nano, из Nostalrius, в ролике рассказывает свою версию событий
Тем не менее, Elysium позиционировал себя как прямого наследника Nostalrius. Но вскоре проект оказался в центре скандалов, связанных с ключевыми фигурами — Sheena и Crogge.
- Sheena присвоила около 2000 евро из донатов под предлогом «решения личных проблем». Позже она утверждала, что это позволило ей сосредоточиться на работе над сервером.
- Crogge продавал внутриигровые ценности (золото, предметы, услуги прокачки и даже готовых персонажей). Его оправдание сводилось к тому, что стандартных донатов было недостаточно для поддержки проекта.
На Light’s Hope также оказывалось давление со стороны Blizzard, но в более мягкой форме. Основное воздействие сводилось к удалению аккаунтов и данных: сервер лишился репозитория на GitHub и официального Twitter-аккаунта. Однако до суда дело не дошло.
Другие случаи

Двух мужчин арестовали в Китае за создание и монетизацию пиратских серверов WoW
- Feenix Project — закрыт после давления со стороны Blizzard.
- Felmyst — открылся и был закрыт почти сразу после старта.
- Molten WoW — данные изъяли через хостинг-провайдера. Позже команда изменила структуру и перезапустила проект под названием Warmane.
- WoW Circle — через суд провайдера обязали прекратить предоставлять услуги серверу.
- В Китае были арестованы двое мужчин за создание пиратского сервера WoW.
Новые разбирательства
В конце августа 2025 года Blizzard подала в суд на сервер Turtle WoW, и в иске всплыло множество интересных имён. Комьюнити тут же разобрало документы вдоль и поперёк и начало копать глубже. Люди любят вытаскивать грязное бельё, а здесь, поверьте, было что вытаскивать.Turtle WoW
У сервера была отличная репутация в комьюнити. Это был Классик+ с множеством изменений: новые локации, переработанные механики, использование старых наработок Blizzard, от которых сама компания отказалась. Донат ограничивался косметикой, а сама работа сервера отличалась хорошей стабильностью.
Чего уж там — даже я, человек, негативно относящийся к пираткам, отмечал плюсы Turtle WoW. Сервер привнёс в игру то, чего многие ждали от Blizzard (и что мы увидели лишь в последней фазе Season of Discovery с Алым Орденом). Но при всём этом я всегда подчёркивал: как ни крути, это пиратский сервер со всеми вытекающими проблемами.

Turtle WoW обещает пересадить игру на Unreal Engine 5
Всё шло более-менее спокойно, пока в 2024 году Turtle WoW не объявил о планах пересадить игру на Unreal Engine 5. Это вызвало невероятный хайп. Ангажированные блогеры наперебой заявляли: «Команда энтузиастов делает то, с чем сама Blizzard не справилась!».
Я же тогда оставался скептиком и не верил, что у Torta и её команды получится довести проект до конца. К тому же выглядело это, честно говоря, сомнительно. Вдобавок YouTube-канал сервера вскоре удалили. Ещё 22 июля 2024 года я писал, что стоит ждать суда. Но, команда Черепашки будто никакой угрозы не чувствовала.

Мой пост в ТГ
Torta = Sheena
Ещё несколько лет назад ходили разговоры, что Torta и Sheena — это одно лицо. Многие вспоминали историю с Elysium и предупреждали: не стоит верить обещаниям администрации Turtle WoW. Но, если посмотреть на комментарии на reddit, большинство игроков предпочитали закрыть глаза на прошлое: «Сделали же нормальный сервер!».

Пример такого комментария «Они реально проделали крутую работу над Turtle WoW! Отличная работа!»
По итогу в иске Blizzard фигурирует имя Юлии Савко. Помимо имени перечислены и все её известные ники, включая Torta и Sheena. Blizzard в подготовке к иску проделали серьёзную работу. И, можно считать, что теперь связь официально подтверждена. А значит, не исключено, что нас может ждать очередной обман или афера, связанные с этим человеком.
Накрученный онлайн

Популяция серверов по информации от Торты/Шенны
Turtle WoW любит хвастаться цифрами: якобы свыше 500 тысяч игроков и ежедневный онлайн около 50 тысяч. Но, как выяснилось, пиратки отлично умеют накручивать показатели и делают это хитрым способом.

Информация из Telegram DEMOnik'а
Грубо говоря, по миру бегают случайные персонажи — называйте их «официальными ботами», «болванчиками» или как угодно. Они делают квестики, бьют кабанчиков и создают видимость живого мира. На деле же это просто имитация активности. Зато, при парсинге информации напрямую из игры, их посчитает за «живых игроков».
Unreal Engine 5 — скам от Торты/Шенны
Ангажированные блогеры и фанаты Turtle WoW разносили по интернету «новость века»: мол, пиратский сервер сделает то, чего Blizzard никогда не осилит. Показали ролик — и вот уже заголовки: «WoW на Unreal Engine 5!».
Конечно, это была самая настоящая запись футажей, а не просто рендер. Правда ведь?

Слитое фото создания ролика с фреймрейтом ~1 кадр в секунду
И снова отсылаюсь к Демонику: он днями разбирает тему, ковыряясь в слитых файлах Turtle WoW. И не находит там никаких следов серьёзной работы по переносу игры на UE5.

Да и здравомыслящий человек понимает: это не работа для десятка энтузиастов. Даже крупные студии с трудом выпускают проекты на этом движке, и у них вечные проблемы с оптимизацией. А теперь представьте, что будет в WoW при рейде или PvP-сражении 40 на 40 на Альтераке.
Такая задача требует сотен разработчиков. Пример рядом: игра Blade and Soul от NCSoft. Она изначально была сделана на Unreal Engine 3, и даже переход на UE4 занял у студии годы. А ведь это движки одного семейства — перенос там несравнимо проще, чем, условно, пересадить Counter-Strike с Source на Unreal Engine.

Движок = крутая графика?
Основной хайп вокруг UE5 у Turtle WoW был связан с заблуждением: многие уверены, что Unreal Engine 5 автоматически означает «фотореалистичную картинку, как в роликах на YouTube».

Примерно такое ожидают увидеть люди, когда слышат заветное «UE5»
Но это совсем не так работает. Взять хотя бы Fortnite — он сделан на UE5, но там яркая мультяшная стилистика, а не реализм.
«Но ведь движку WoW больше 20 лет!»
Да, движок у WoW действительно старый, но он всё это время активно развивался. Blizzard шаг за шагом улучшала его и продолжает это делать.

Вырезка из статьи о развитии движка World of Warcraft
А теперь внимательно: Unreal Engine (на который так молятся идеалисты) впервые появился ещё в 1996 году. То есть ему уже почти 30 лет. Но движок до сих пор актуален и развивается. Большой возраст движка сам по себе не означает, что он «плохой» или «устаревший».
«Blizzard хотят сами пересадить WoW на UE5»
Самое нелепое предположение из всех, которое рушится при первом же взгляде на условия использования UE.

Готовы расстаться с 5% прибыли?
Зачем Blizzard делиться прибылью с Epic Games, если у них есть свой, проверенный временем движок, заточенный именно под World of Warcraft? Использование стороннего движка в их случае просто не имеет смысла.
Почему именно Turtle WoW?
Как я говорил на стриме, и как отмечал Kivrus в своём ролике, Turtle WoW банально ох(аме)ла.

Torta пишет, что Blizzard сосут не леденцы, а сама Черепаха просто гигачады
- Закупали рекламу у англоязычных блогеров.
- Прямо размещали рекламу через Google в США.
- Активно взращивали «ангажированных» блогеров, которые хейтили официальные сервера ради продвижения Turtle.
- Ну и вишенка на торте (не путать с Torta) — заигрывания с темой переноса WoW на UE5.
Цепная реакция

Project Epoch сообщил о получении Cease and Desist
На данный момент других судебных процессов, кроме Turtle WoW, нет. Но минимум два проекта — Everlook и Project Epoch — уже заявили о получении писем от Blizzard с требованием закрыться. И эти сервера удовлетворили просьбу.
Почему именно сейчас?
Аналогичная ситуация происходила во времена закрытия Nostalrius. Blizzard, похоже, снова расчищают плацдарм для анонса чего-то нового в рамках WoW Classic.
Пока что давление идёт только на проекты Классик+. Ни одного пиратского сервера других версий игры под удар не попало.
Это может означать, что Blizzard готовят собственный официальный Классик+ — возможно, более масштабный, чем Season of Discovery. И ждать анонса, скорее всего, осталось недолго.
Последствия
Сразу оговорюсь: дальше только мои спекуляции и мнение. Никаких пруфов, только логика и личные предположения.У Turtle есть шансы выиграть суд?
Шансов нет. Даже если администрация сервера придёт лично в суд (а не как в случае с WoW Scape, где просто игнорировали заседания), Blizzard всё равно выиграет. Иск составлен грамотно, а факт использования Turtle WoW чужой интеллектуальной собственности очевиден и неоспорим.
Что будет дальше с Turtle WoW?
Давление на них будет максимальным. После суда все платёжные системы отключат. В лучшем случае останутся карты МИР (для игроков из России) и криптовалюта. Все зарубежные сервисы оплаты либо уже заблокированы, либо будут заблокированы в ближайшее время.
Blizzard также окажет давление на хостинг и подрядчиков. До любых представителей проекта, до которых получится «дотянуться», — дотянутся. В целом, сценарий будет схож с делом Элисон Ривз из Scapegaming: огромный иск, замороженные счета, уничтожение инфраструктуры, конфискация всех возможных баз данных.
Что будет с пиратским сообществом?
Если Blizzard действительно работает над Классик+, то давление на пиратский контент в классических версиях будет только усиливаться. Чем ближе официальный анонс, тем жёстче зачистка. Можно ожидать блокировки Twitch-стримеров и YouTube-блогеров, которые играют или рекламируют пиратские сервера.
«Сами не развивают и другим не дают!»
Эта мысль регулярно мелькает в комментариях: «Энтузиасты делают лучший WoW, чем сама Blizzard, а компания вставляет им палки в колёса!».
Но на практике реальными энтузиастами можно было назвать только Nostalrius. Они сделали сервер от фанатов для фанатов, собирали донаты лишь на поддержание работы и не давали игрокам никаких преимуществ за деньги.
Все остальные проекты — это коммерция. Их цель всегда была заработать. И делают они это на чужой интеллектуальной собственности.
Да, Blizzard тоже зарабатывает, но создавая собственный продукт. И, если быть честными, компания очень лояльно относится к пираткам, ботам, RMT и прочему «серому бизнесу». Обычно они начинают с мягких предупреждений и попыток договориться. Жёсткие меры — это уже крайняя необходимость. Для сравнения: та же Nintendo давно бы разорила всех владельцев пираток подчистую и пустила их по миру.

Такие шутки про Nintendo появились не просто так
Подведём итоги
Blizzard полностью в своём праве, когда защищает свою интеллектуальную собственность. Пиратские сервера — это не романтичные проекты «от фанатов для фанатов», а бизнес, цель которого — прибыль.Спасибо всем, кто прочитал до конца. Давненько я не писал статьи и, возможно, подрастерял навык. Если такой формат вам зашёл, будем практиковать чаще. Всё равно ведь плачу за хостинг сайта, так пусть это будет не просто так.
Отдельное спасибо Демонику за информацию и материалы, которые помогли при написании. Обязательно загляните в его Telegram — там он разбирает всю историю с Turtle WoW куда глубже и детальнее.
Наши соцсети:
Youtube — ролики и стримы
Twitch — стримы
VK — мемы, новости, ролики
Telegram — мемы, новости, ролики, розыгрыши всякого и мои мысли
Поддержать:
Donationalerts
Т-Банк