Часть 3.
"Отец Ктулху" или
"Автор Некрономикона"
Рад снова приветствовать всех читателей на нашей Horror-кухне! Мы вновь продолжаем наш рассказ о мэтрах ужаса и страха. Сегодня у нас на очереди сам Г.Ф. Лавкрафт.
Предыдущие рассказы об А. Хичкоке и Э.А. По вы сможете найти по ссылкам ниже.
"Сформировавшийся режиссер" или "Его "Золушка" начиналась бы с тела в карете"
"Хозяин ворона" или "Как-то в полночь, в час угрюмый"
Многие литературные критики и завистники называли Г.Ф. Лавкрафта "болезненным юношей", "странным типом", "эксцентричным затворником", а некоторые приписывали писателю националистские взгляды, хотя все эти люди никогда не знали Говарда Филлипса лично. На самом же деле Лавкрафт был талантливым писателем, утонченным джентльменом, мудрым наставником, рациональной личностью. Итак, что же сделало Лавкрафта таким, каким он стал?
Стоит в первую очередь отметить, что писатель был вундеркиндом. Он начал читать в возрасте четырех лет, что заложило очень прочный фундамент в будущую личность писателя.
Мы есть то, что мы читаем. Что же читал будущий автор Некрономикона? Его первыми книгами были сказки братьев Гримм и Жюль Верн. Вот в этому самую секунду, если вы читали хоть что-то из работ Лавкрафта, вы уже можете понять откуда все пошло.
С одной стороны мы имеем сказочную вселенную, созданную немецкими братьями, богатую чудесами, злыми колдуньями и необычными героями; а с другой мы видим масштабные работы Верна, начиная от странствий к таинственному острову и заканчивая обороной подлодки "Наутилус" от гигантского кальмара.
Хотя это уже сама по себе весьма необычная смесь, она все равно еще не уникальна. Следующий компонент в творческой личности Говарда Филлипса — это изученные им вдоль и поперек мифы Древней Греции. Возвращаясь к гениальности писателя, мифы он прочитал в возрасте семи лет.
Что такое Древняя Греция в рамках литературы? Это множество уникальных героев, знаменитых своими неповторимыми поступками. Это огромный пантеон богов, который является не просто набором бессмертных с характерными для их "работы" способностями, но это в первую очередь и уникальные личности каждого из богов.
Итак, наш молодой писатель впитал в себя сказочный мир братьев Гримм, эпические саги Ж. Верна и богатую вселенную Древней Греции. Последним штрихом, который обрамил всю эту смесь в элегантный узор, является готическое творчество Э.А. По. Именно благодаря ему, уже в семь лет Лавкрафт начинает писать свои первые работы. Да, да, в семь лет. И более того, даже пытается сочинять стихи на манер Эдгара По.
Первые серьезные работы были, само собой, дубляцией стиля Э.А. По, но с каждой новой строкой Говард Филлипс формировал и оттачивал свой собственный — уникальный стиль. Разумеется книги были не единственным, что дало отпечаток на творчество писателя. Здесь в один ряд с ними можно поставить серьезное увлечение Лавкрафта химией и астрономией, а так же неблагоприятную ситуацию в семье (его отец был помещен в психиатрическую клинику, где и скончался; через некоторое время признаки душевной болезни были обнаружены и у матери писателя).
Дальнейшим воспитанием и материальной помощью занимался дед Лавкрафта — Уиппл Филлипс. Его смерть в 1904 году не только нанесла сильный удар по молодому писателю (возможно даже более сильный, чем смерть отца и болезнь матери), но и привела к финансовому краху фамилии Лавкрафт. Во многом, по этим двум причинам все творчество, в том числе и написание различных научных статей по химии и астрономии, в этот момент приостановилось.
Практически всем писателем свойственно так называемое чувство места или же попросту чувство родного дома. Если обстоятельства вынуждают переехать автора — в дальнейшем он будет очень сожалеть об этом и стремиться вернуться домой. Финансовый крах привел к необходимости переезда в новый дом, что оставило еще один отпечаток на личности Лавкрафта.
Не смотря на все эти потрясения в скором времени в жизни Говарда Филлипса появляется человек, который вновь подстегнул в нем желание творить — это был его дядя Ф.Ч. Кларк. В это время Лавкрафт написал множество детективных рассказов (под вдохновением от историй Конана Дойля — автора рассказов о Шерлоке Холмсе) и в том числе многие рассказы ужасов. Дальнейшая успешная публикация рассказов в газете, была как нельзя кстати, чтобы поддержать желание автора продолжать свою работу.
Все литераторы сходятся во мнении, что в возрасте 27 лет начинается период зрелого творчества Лавкрафта. Добавим куда более интересную вещь, об этом никто не размышлял, но с большой уверенность можно сделать вывод, что именно в этот момент началось формирование фантастической вселенной Лавкрафта (ее краткое описание вы можете посмотреть в одной из предыдущих статей "Ужас на дне Тихого океана" или "Зверь миров — Ктулху"). В 1917 Лавкрафт написал рассказы "Дагон" и "Склеп"
Смерть матери совпала со знакомством писателя со своей будущей женой, к слову русской эмигранткой европейского происхождения, Соней X. Грин, но через два года после свадьбы они разошлись.
Последнее сильное литературное увлечение Лавкрафта — это работы Артура Мэйчена. Наверняка все вы знаете фильм, снятый по мотивам его книг, режиссером Гильермо дель Торо "Лабиринты Фавна". Это был последний штрих в создании лавкрафтовского стиля и во второй половине двадцатых годов, параллельно с увлечением творчеством Мэйчена, он пишет ряд известных произведений, среди которых известная всем и каждому повесть "Зов Ктулху".
Последнее десятилетие жизни Лавкрафта стало венцом его творчества. В это время он пишет "Тень на Иннсмаутом", "Служитель зла", "Тень из безвременья". Именно тогда писатель начал получать заслуженное признание. Что касается заработка, он получал приличное жалование за редакторскую работу, а этого вполне хватало для того, что бы продолжать свое творчество и позволить себе путешествия по миру.
Скончался Говард Филлипс на 47ом году жизни от рака кишечника, последствия которого можно было бы предотвратить, если бы писатель обратился ко врачам при первых болевых симптомах. Писатель был похоронен на родовой земле семьи Филлипсов. Лишь через 40 лет после смерти, стараниями друзей и почитателей творчества Лавкрафта, была возведена небольшая стеллас короткой фразой, которую можно перевести как "Я есть провидение".
Не путайте настоящее захоронение и этот проект фаната творчества, сделанный уже в наше время.
Не смотря на то, что отец Ктулху получил хоть какое-то, но признание в узком кругу читателей, его объем не сравнить с той славой, которую он получил уже в наши дни. Если М.А. Булгаков получил признание после своей эпохи из-за строгой цензуры (чего стояли звонки самого Сталина ему на квартиру), то Г.Ф. Лавкрафт не получил заслуженного из-за жесткой самооценки, неуверенности и излишней скромности в опубликовании своих произведений, на почве литературной критики.
Смешавший в своем стиле самые необычные литературные направления, прочитавший огромное количество книг, не получивший в школе образования, занимавшийся самообразованием и достигший уровня лучших колледжей вундеркинд Г.Ф. Лавкрафт. Основоположник современного течения фантастики и ужасов, заслуживший вечное эхо своего творчества в каждой второй фантастической книге, в каждом фантастическом фильме и каждой компьютерной игре наших дней.
Было много попыток продолжить творчество Лавкрафта. Расширить его вселенную и дать продолжение истории, но в большинстве своем — это были лишь жалкие попытки людей, которые за свою жизнь ничего и не пробовали писать. Удачно это вышло у Августа Дарлета, того, кто помогал ЛАвкрафту при жизни с опубликованием его рассказов.
Само собой были и те, кто уже в наше время сумели сделать прекрасные работы. Как когда-то Лавкрафт подражал Э.А. По, так и другой, не менее известный писатель в рассказах "Крауч Энд" и "Оно" сумел повторить идеи Говарда Филлипса и даже немного их расширить. Дорогие читатели, в следующей статье вы сможете узнать больше о человеке с говорящей фамилией, о том, кто до сих пор заслуженно носит корону короля ужасов — мы поговорим о С. Кинге.
Благодарю за внимание и до скорой встречи на horror-кухне!
комментарии (5)