Часть 2.
"Хозяин ворона" или
"Как-то в полночь, в час угрюмый..."
Вновь приветствую всех читателей на Horror-кухне. Продолжаем же рассказ о гениях индустрии страха. Если вы пропустили первую часть статьи про Альфреда Хичкока, то с ней вы можете ознакомиться по ссылке:
"Сформировавшийся режиссер" или "Его "Золушка" начиналась бы с тела в карете"
В этой части нашей статьи мы поговорим, о творчестве бессмертного Э.А. По и о его влиянии на направление движения индустрии фантастики и хоррора.
Поэт, писатель, литературный критик, мистификатор, криптограф Эдгар Аллан По, писавший в жанре готики. Данный жанр, если немного упростить литературную терминологию, является своеобразным смешением романтизма (вспоминайте творчество Пушкина, Лермонтова, Жуковского) и хоррора в самом прямом смысле этого слова. Таким образом, мы получаем совсем необычное и яркое сочетание, казалось бы, не сочетаемого.
Английски писатель и по совместительству исследователь оккультизма М.Саммерс привел ряд символов в романтизме и их противоположностей в жанре готики.
Если в романтизме мы встречаем такие слова-символы как:
веер, свадьба, поцелуй, беседка.
То в жанре готики на их месте будут:
кинжал, полуночное убийство, рана, пещера.
К чему мы в итоге подошли? Эдгар Аллан По работал примерно в такое же время, как и Пушкин, Лермонтов, Жуковский. И если последние — классические примеры романтистов, то Э.А. По, не смотря на общепризнанную принадлежность к американскому романтизму, в большинстве своем является писателем именно жанра готики, который хотя и появился благодаря романтизму, но в корне противоположен ему.
Итак, теперь обозначив в каком ключе были написаны работы Э.А. По, стоит добавить, что критики не признавали его работ, по той причине, что автор всегда стремился к четкому оттачиванию своих работ по форме стиля и жанра, в которых работал. В то время как литераторы считали, что его работы, в частности поэзия, лишены красоты и безжизненны.
Дж.Р. Лоуэлл сравнил знаменитое стихотворение "Ворон" с грудой камней, которую поэт идеально обтесал, но оставил валяться на земле вместо того, чтобы построить пирамиду. Это мнение само собой субъективно, ведь не стоит забывать, что По был одним из первых, кто заставил читателя бояться именно за счет литературного слога.
Взгляните на пародию к стиху "Ворон" в мультсериале "Симпсоны" (к сожалению лучшего качества нет).
Многие произведения Э.А. По были экранизированы, но большая их часть в плане сюжета не имели ничего общего с романами автора, лишь название. Среди таких фильмов две экранизации романа "Черный кот" 1934 и 1981 годов.
Последний имел сюжет более близкий к оригиналу, но в то же время обладал одним существенный недостатком. Кот ничуть не страшный, а даже милый.
Кроме таких экранизаций, есть и фильмы, которые отсылают сюжетом к работам Э.А.По, но по непонятной причине носят название работ писателя. К примеру фильм "Ворон" 1935 г., отсылкой в котором является одержимость антигероя работами Э.А. По.
Среди последних экранизаций творчества По стоит отметить фильм "Ворон" 2012 года, который хотя и не является дубляцией сюжета романов, но, на фоне вымышленного детективного сюжета, весьма успешно рассказывает нам о последних днях жизни гениального писателя.
Кроме фильмов, стоит сказать и про отсылки своего творчества к Э.А.По многих музыкальных групп. Среди них бессмертные Iron Maiden и их альбом "Killers". Одна из песен носит название рассказа "Убийство на улице Морг" ("The Murders in the Rue Morgue").
Другая известная группа, отсылающая нас к роману "Колодец и мятник", Nightwish и композиция "The poet and the Pendulum".
Э.А. По был известным любителем криптографии. Он предлагал своим читателям присылать ему свои криптограммы и возвращал им ответы не позднее одного месяца. Именно из-за этого хобби Эдгару По часто приписывают авторство криптограммы Бейла, в которой якобы зашифровано место нахождения клада, стоимость которого сегодня оценивается примерно в 30 миллионов долларов.
Э.А. По любил различные мистификации, которые не оставили его и после смерти (не говоря уже о том, что сама смерть до сих пор остается загадкой).
Ежегодно в день рождения По на его могилу в Балтиморе, штат Мэриленд приходит тайный поклонник, тайна личности которого (и в том числе его приемника) не раскрыта до сих пор. Поклонник всегда выполнял один и тот же ритуал: оставлял три красные розы (символизирующие скорее всего самого По, его жену и тёщу); поднимал бокал за писателя и оставлял на могиле початую бутылку коньяка "Хеннесси".
Эта традиция соблюдалась каждый год таинственным поклонником, который всегда приходил в черном пальто, шарфе и шляпе, тем самым делая невозможным определить его личность. Никому так и не удалось его разговорить, а ритуал поклонника проводился без каких-либо проблем, поскольку был полностью поддержан "Обществом Эдгара По" в Балтиморе.
К сожалению, цепочка ритуалов была прервана в 2010 году. С того раза и до сих пор поклонник больше не являлся на могилу писателя.
Подытожим, Э.А. По является классиком для многих писателей фантастов и авторов хоррор-историй. Как говорил С.Кинг, писатель формируется не только из своего творчества, но и из книг, которые он читает. Во многом это правило верно и не только для писателей.
Поль Брэгг говорил: "Мы — это то, что мы едим". Перефразирую, мы — это то, что мы читаем. В работе каждого писателя можно разглядеть и почувствовать отголоски стилей других авторов, произведениями которых зачитывался он в молодости.
Если среди всех прочих, молодой автор читал Э.А. По, то его произведения будут носить в себе нотку мистики и дух невесомого — приятного чувства страха. Среди таких молодых писателей был и Говард Лавкрафт, о котором мы поговорим в третьей части нашей статьи о гениях индустрии страха.
Благодарю за внимание, дорогие читатели и до скорой встречи.
P.S.
Напоследок клип французской певицы Милен Фармер на песню о герое нашей статьи "Allan".
комментарии (5)