С самого первого дня, когда блог еще только начинал своё существование, уже была задумка написать статью на эту тему. Итак, сейчас, когда было рассказано уже очень о многом, а материалы для новой темы подготовлены к вашему восприятию — начинаем наш масштабный рассказ про лучших из лучших. Про тех, кто задали и задают планку для всего творчества их жанра. Про тех, кто с гордостью носил корону короля в свою эпоху и тех, кто стали их правопреемниками.
Дорогие читатели, сегодня на нашей Horror-кухне короли ужаса и страха:
Сэр Альфред Джозеф Хичкок
Эдгар Аллан По
Говард Филлипс Лавкрафт
Стивен Эдвин Кинг
Часть 1.
"Сформировавшийся режиссер" или
"Его "Золушка" начиналась бы с тела в карете"
"Спрашивать меня, о чём фильм, так же нелепо, как задавать художнику вопросы о вкусе яблок, которые он рисует."
Начнем с человека, который до сих пор является бессменным обладателем титула короля в своем жанре творчества. Альфред Хичкок — режиссер, сценарист, продюсер и, разумеется, новатор ставший классиком.
Приемы и методы, реализованные и отточенные до совершенства этим режиссером, стали образцом — идеалом не только для многих следующих поколений работников кино-индустрии, но и для всех, кто когда либо сталкивался с понятием саспенса в своем творчестве. Не смотря на то, что большинство работ Хичкока причисляются к жанру "триллера-детектива", он по праву заслужил титул Короля Ужасов во многом из-за того, что так же заслуженно считается Королем Саспенса.
Приемы и методы, реализованные и отточенные до совершенства этим режиссером, стали образцом — идеалом не только для многих следующих поколений работников кино-индустрии, но и для всех, кто когда либо сталкивался с понятием саспенса в своем творчестве. Не смотря на то, что большинство работ Хичкока причисляются к жанру "триллера-детектива", он по праву заслужил титул Короля Ужасов во многом из-за того, что так же заслуженно считается Королем Саспенса.
"Женщина должна быть как хороший фильм ужасов: чем больше места остается воображению, тем лучше."
Итак, что такое саспенс? (от английского "suspense" — напряжение) в самом упрощенном понимании — это введение зрителя в состояние, при котором достигается максимальное эмоциональное напряжение (или беспричинная тревога) за счет сюжета, звуковых или видео эффектов, приемов монтажа и так далее.
Что самое важное, приемы, использованные гениальным режиссером, с одной стороны крайне просты в реализации (следовательно дешевы в плане бюджета фильма), а с другой стороны все они были отточены до совершенства, что позволяло делать съемки подчас совершеннее большинства работ, создаваемых сегодня на дорогостоящем оборудовании.
"Фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать."
Разберем немного подробнее те методы, которые использовал сам Хичкок и которые используются до сих пор. В начале отметим самый известный прием — субъективная съемка. По-простому это съемка от первого лица — то есть мы видим все, что видит один из героев фильма.
Этот прием, часто использованный во многих работах Хичкока, в дальнейшем неоднократно дублировался известным режиссером Джоном Карпентером в серии фильмов "Хэлллоуин". Сама же франшиза неоднократно сравнивалась с фильмом "Психо".
Что касается самого фильма "Психо", здесь мы наблюдаем еще один Хичкоковский прием, а именно быстрый и дробный монтаж. За счет него достигается высокая частота смены кадров, а следовательно иллюзия очень мощного действия. Самый известный пример — сцена, о которой уже рассказывалось — "убийство в душе".
Сегодня же этот прием монтажа используется во многих фильмах при построении экшен-сцен. Что самое же важное, если при их построении, возможны ошибки и сцены получаются из разряда "Что только что произошло?", то при создании трейлеров, которые по своей сути являются сплошным частым и дробным монтажом лучших сцен фильма, мы получаем всегда стопроцентный "приятный" саспенс. Благодаря этому, любой фильм, который не особо хорош, можно преподнести, как нечто восхитительное, что обязательно стоит посмотреть.
Фильм "Doom", снятый по одноименной игре, отличный пример того, как нельзя работать с дробным монтажом и субъективной съемкой (последняя была сделана исключительно в качестве рекламного хода и не имела никакой смысловой нагрузки). Отдельный разговор — ужасно построенный сюжет данного фильма, но мы ведем речь сейчас не о нем.
Вместе с тем, при всех недостатках, трейлер вызывает желание посмотреть этот фильм именно благодаря Хичкоковскому дробному монтажу. Так зачастую и выходит, что трейлер куда лучше самого фильма...
Говоря о других методиках Хичкока, стоит упомянуть музыкальное сопровождение. В частности струнные музыкальные инструменты, которые стали классическим усилителем саспенса в фильмах. Не думаю, что есть смысл приводить примеры, практически во всех фильмах, где нас пытаются напугать внезапностью, используют именно этот музыкальный прием. Отличие "высокобюджетных скриммеров" от Хичкоковских работ в том, что последний делал это с умом, с проработкой деталей и только там, где это действительно нужно. Из-за чего притягивал внимание зрителей, как во время просмотра, так и после выхода из кино-зала.
Взгляните на одну из таких сцен в фильме Хичкока "Птицы". Автор большинства музыкальных сопровождений к его фильмам был композитор Бернард Херрманн.
Это и есть основные приемы, использованные Хичкоком в своей работе. Само собой это далеко не все из того, что было изобретено или модернизировано знаменитым режиссером.
Что касается непосредственно творчества, кроме множества фильмов отснятых кино-компанией самого Хичкока, а так же под эгидой компаний Warner Brothers и Paramaunt, он приступает к съемка своего собственного теле-сериала "Alfred Hitchcock Presents". Отличавшимся особым черным юмором, который придавал сам режиссер, выступавший в начале каждой серии с ироничными комментариями сюжета.
Рисованный профиль, который появляется в заставке — работа самого Хичкока. Очень часто он использовал его вместо своей подписи в письмах друзьям. (К слову, в свое время режиссер обучался живописи и довольно неплохо умел рисовать).
Другой особенностью творчества Хичкока было то, что он не только оттачивал каждую свою картину до идеала, начиная с игры актеров, заканчивая монтажем, но он так же и наблюдал за работой команды изнутри фильма.
Речь идет о таком новаторстве Хичкока, как его эпизодических ролях практически в каждом фильме, получившие название "Камео Альфреда Хичкока".
Добавляя их в фильм, Хичкок руководствовался правилом — его появление должно быть в рамках первых пяти минут, чтобы в дальнейшем зритель не выискивал его весь фильм.
Иногда он не снимался в сценах, а появлялся на страницах вывесок или газет.
Подводя итог, подчеркнем, что практически в любом современном фильме, компьютерной игре и даже иногда литературе, мы можем встретить те или иные элементы создания саспенса, которые были выработаны и отточены Альфредом Хичкоком.
Оптимистичный, излишне чистоплотный, умевший рисовать, любивший разводить розы, имевший больше десятка одинаковых костюмов сшитых на заказ с увеличением размера у каждого, посвященный в рыцари, потрясающий, талантливый и гениальный режиссер, продюсер и сценарист Сэр Альфред Джозеф Хичкок, посмертно признанный Королем Саспенса, заслуживает и титул Короля Ужасов в кино-индустрии.
На этом подходит к концу первая часть статьи о королях ужаса.
Благодарю за внимание, дорогие читатели.
До встречи в следующей статье!
комментарии (4)