2014 год. GamerGate добрался до России, и пока непрофильная пресса пытается оправдать игровую цензуру, запретить сексуальных персонажей и заклеймить геймеров как незрелую прослойку общества, мы расскажем о том, как игры изменили людей в лучшую сторону. И, да, речь пойдет об эволюционном развитии.
Два американских исследователя – Джон Бек и Митчелл Уэйд, кроме очевидных плюсов компьютерных игр вроде развития реакции, зрительной памяти, стратегии и тактики, обнаружили, что поколение геймеров навсегда изменило бизнес-среду, придя работать в компании с багажом своего игрового опыта.
Их книгу Got Game: How the Gamer Generation is Reshaping Business Forever не обошла стороной критика, но при этом у нее есть любопытная особенность: выводы исследователей могут подтвердить геймеры на основе своего личного опыта.
Анализ
Бек и Уэйд выяснили, что если вы играете в компьютерные игры, то со временем у вас формируется высокая способность к системному анализу. Работает это следующим образом: человек запускает новую игру, ему нужно понять её основные правила. Для этого он выделяет основные фигуры, юниты, ключевые способности, устанавливает между ними структурные связи – то есть изучает как все это работает, а затем делает прогноз будущих событий и переходит к действиям.
При этом о самом системном анализе, методах и решениях, геймер не знает, скорее всего, ничего, и действует интуитивно. Подобным навыком в доигровую эпоху обладали в основном представители интеллектуальной элиты: ученые, профессоры, аналитики, руководители крупных компаний, и, возможно, сами того не замечая, мы вступили в новую эру развития, где способность к анализу какой бы то ни было внешней среды будет присуща каждому человеку – потому что рано или поздно игры станут для всех такой же естественной формой развлечения как и кино.
Геймеры не сдаются
Чтобы понять, насколько игроки отличаются от старшего поколения, достаточно вспомнить о том, как ведут себя взрослые люди, впервые севшие за игру. Мамы и папы не всегда могут освоить простейшие действия: они долго учатся нажимать стрелочку «влево» в симуляторе гонок, чтобы повернуть куда надо свой «Лаборджини», потом их машину заносит, и они судорожно вспоминают, где тормоз: «пробел» это или «назад», и когда его, черт возьми, вообще нажимать.
Как правило, на этом этапе они устают и отказываются участвовать в игровом «эксперименте». Элементарные, казалось бы, вещи, требуют от них высокой концентрации: нужно точно понимать, в какой момент какую кнопку должен нажать палец, причем делать это нужно быстро, параллельно следя за происходящим на экране и анализируя ситуацию на дороге.
Для человека из поколения геймеров это настолько базовые навыки, что кажется, он с ними родился. Игрокам, при этом, точно также, как и остальным, часто с трудом приходится осваивать новые игры. Но в отличие от старших, геймеры готовы учиться.
В одних играх достаточно использовать начальные навыки обращения с клавиатурой, в других, более сложных, например, в MMORPG – нужно знать тактики на боссов в рейдах и подземельях. Необходимо знать свой класс, чтобы в рейды и подземелья брали.
Игрок World of Warcraft – классический пример человека, делающего несколько дел одновременно: чтобы нанести как можно больше урона по боссу, он нажимает кнопки способностей в определенной, максимально эффективной ротации, параллельно следя за своими показателями через специальный аддон и в режиме реального времени корректируя свои действия. При этом он, скорее всего, все время бегает по карте, уворачиваясь от способностей босса и уходя из опасных зон. Слушает рейд-лидера и оперативно реагирует на его указания, по проценту здоровья босса определяет фазу боя и вспоминает конкретную из пары десятков заученных тактик, следит за баффами и дебаффами – потому что некоторые из них могут нанести урон стоящим рядом игрокам.
MMORPG — это просто и понятно. Не баян, а классика.
В результате, если вы играли в World of Warcraft, то с большой вероятностью умеете работать в команде и знаете, что ее достижения зависят от вашей личной подготовки. С учетом вашего PVE или PVP опыта, вы подготовлены к действию в стрессовых, нестандартных ситуациях лучше, чем негеймеры, и к тому же, обладаете самодисциплиной, умеете расставлять приоритеты задачам и быстро принимать решения.
Компьютерные игры похожи на тренировочную базу. Их виртуальный мир – упрощенная схема реального, в котором можно безболезненно отработать действия и решения, и без последствий научиться на собственных ошибках. Провалились? Идем в главное меню и загружаем сохраненную игру.
Бек и Уэйд, опрашивая игроков, выяснили, что они воспринимают свою жизнь как соревнование – им важен дух соперничества, победа, и они чаще готовы рисковать, но только если риск обоснован. Последнее качество, если открыть какой-нибудь Harvard Business Review, можно найти в маст-хэв списке для эффективного менеджера.
Геймеры очень сильны эмоционально. В играх часто терпишь поражение, но из-за большой вероятности неуспеха люди сразу сконцентрированы на том, что сделали неправильно, что могли сделать лучше и как им пробраться на следующий уровень. Если они проигрывают, то не останавливаются, а придумывают новую тактику и обкатывают ее на практике.
Исследователи считают, что геймерские, назовем их «суперспособности», формируются в детстве. Не важно, играете вы сейчас или нет — важно, чтобы вы выросли на играх.
Кроме быстроты реакции и умения стратегически мыслить, у людей поколения геймеров отмечают повышенную способность к визуализации и пространственному мышлению. Когда маленький геймер вырастает, он иначе воспринимает информацию, как будто делает это не последовательно, а сразу по нескольким каналам.
Желание все улучшать у молодых людей – так же часто формируется под влиянием компьютерных игр. Потому что геймеры в первую очередь ценят навыки – скилл игрока и стремятся быть лучшими. Так что, когда геймер выходит на работу, фактически, он является элитной боевой единицей.
Но окружающие так не думают.
С каким стереотипом геймеры сталкиваются чаще всего? Необщительные интроверты, зацикленные на виртуальной реальности, на которую тратят все свое время. На 15-м уровне выглядят как прыщавые худые подростки, к 30-му толстеют и обзаводятся бородой.
Давайте, будем честны: не одна воинская часть пополнилась игроками World of Warcraft, которые вылетели из университета, потому что играли 24 на 7. Люди могут страдать игровой зависимостью. Важно понимать, как работают игры, чтобы этого избежать.
Первое – они вырабатывают рефлексы
В XX веке Скиннер посадил в коробку крысу, которая нажимала на рычаг, чтобы получить еду, и быстро расслаблялась понимая, что шанс награды равен 100%. Но если корм после нажатий выдавался случайным образом, крыса нажимала на рычаг постоянно, потому что не было гарантии, получит она его или нет.
Этот подход лежит в основе MMORPG. Редкие вещи, питомцы, ездовые животные падают с монстров с определенным шансом. Проблема в том, что у невероятно крутых предметов вроде боевых колец или ездовых фениксов (да, речь о Пепле Алара) шанс дропа, скорее всего, где-нибудь 2%. Ну, то есть знаете, вероятность дропа – крайне мала. Игроки могут пытаться получить такие предметы месяцами или даже годами, но этот сбор вещей не имеет ничего общего с прогрессом и целью игры.
Еще один инструмент удержания игрока – ежедневные квесты
Игроку нужно несколько недель выполнять одинаковые квесты и копить эмблемы, затем обменять их на предметы экипировки для похода на арену или в рейд … чтобы там, вознося молитвы богу дропа, достать себе вещи получше. Как отметили в свое время на «Хабрхабре», несмотря на то, что все это – пиксели, для игроков они имеют огромную ценность, потому что они потратили на них свое время и навыки.
Но все познается в сравнении, поэтому мы расскажем о самой масштабной битве в истории Eve Online в январе 2014 года, когда одна из территорий коалиции N3 не была оплачена и стала доступна для захвата всем желающим. Этим воспользовались русские игроки, позвавшие союзников — CFC.
За 18-часовую битву в противостоянии 2500 игроков было потеряно 100 крупнейших кораблей, стоимостью от 100 млрд ISK каждый, и 500 кораблей стоимостью от 2 до 5 ISK. Evenews24.com сообщает, что возместить этот ущерб можно было бы постоянно играя в Eve Online на протяжении 11 лет без перерыва на сон, или, переведя в реальную валюту — потратив 300 тысяч долларов. При этом строительство кораблей все равно могло бы занять месяцы или даже годы.
Для разработчиков игры – это прибыльный бизнес
Некоторые элементы создаются специально такими, чтобы вы тратили деньги. Бесплатные игры на самом деле таковыми не являются – вы покупаете виртуальную валюту, а на нее – предметы, уже не отдавая себе отчета в том, сколько на самом деле стоила вещь. Вам психологически легче платить все больше и больше.
В бесплатных MMORPG можно встретить подобие казино – в них вы найдете много сундуков, из которых с определенным шансом дропа падают вещи разного качества. Чем пафоснее и лучше — тем реже, и чтобы открыть сундук, нужно купить к нему за игровую валюту ключ. Последняя приобретается за деньги.
С платными играми тоже не все так просто, потому что игрокам может быть жалко потраченных денег – как так, заплатил и не играю. И, наконец, как и в кино, в играх основную часть внимания удерживает сюжет. Немного драмы, много квестов, наград, пара отличных персонажей – и, пожалуйста, продолжайте играть дальше, до финала! Если он есть.
То, что не убивает, делает сильнее
Самое интересное: то, что удерживает внимание, позволяет геймерам безболезненно и незаметно учиться. Именно благодаря этому, они так просто приобретают разные навыки, и плюс ко всему — жизненный опыт. Да, вы принимали те решения не по-настоящему. Но вы принимали их.
Один из исследователей, о выводах которого мы здесь и рассказываем, поделился опытом.
Десятилетний ребенок рассказывал ему про стратегию: «Моя первая цивилизация была стерта с лица Земли, потому что я построил только один город. Когда я отказался подыгрывать плохим царям, они напали на город, и вся страна развалилась».
Вопрос: что ребенок запомнит дольше — этот опыт или лекцию о том, что портфель инвестиций должен быть разнообразным?
Основная проблема, с которой могут столкнуться геймеры – управление своим временем. Школьники не делают уроки, студенты плохо готовятся к экзаменам. Одним нужно нафармить репутацию с фракцией, а другим заработать высокий рейтинг в боях на арене. Они убивают на это огромное количество времени, но сталкиваются либо с медленным прогрессом, либо полным поражением.
А значит в их плане по захвату первых строчек рейтинга игроков руофа присутствуют три главных ошибки. Неправильная расстановка приоритетов, неверная тактика достижения цели и растрата ресурсов (в данном случае времени).
Например, один человек может потратить на взятие высокого рейтинга на арене несколько лет – при этом прекрасно зная все особенности классов, игровых обновлений и тактик. Другой может взять тот же рейтинг со скуки за два часа, играя неосновным персонажем. Разница лишь в выборе сопартийцев. То есть при одинаковом уровне подготовки кто-то выбирает оптимальный уровень достижения цели, а кто-то нет.
Получается, что для достижения успеха – например, получения звания «Гладиатора», геймеры играют много, но при этом забывают, что много – не значит эффективно.
Неизвестно, откуда это пошло. Может быть с убеждения о том, что успеха в карьере можно добиться, если долго и упорно работать. Ну, знаете – без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Но это ведь большая разница – ловить рыбу руками или на удочку с приманкой. В первом случае велик шанс получить по лицу хвостом и уйти ни с чем. То же самое в работе, и то же самое в играх – если перед вами стоит задача, важно быть ленивым и умным, чтобы скорее её решить.
До появления MMO аргументы в пользу необщительности геймеров имели больший вес. Сейчас для достижения успеха в игре, нужно работать в команде от двух до 25 человек.
Создание гильдии – хорошая проверка не только на умение общаться, но и на то, может ли человек быть лидером и управлять огромным количеством людей. В гильдиях, а где-то – в корпорациях, бывает по 100, по 500 и более человек. Не у всякого менеджера в реальной жизни под началом есть такая армия.
Гильдии – это полноценные сообщества. Для людей нужно создать оптимальные составы для прохождения игрового контента, расписание, комфортную атмосферу для общения. Мотивировать. Заразить своим обаянием, когда не видят твоего лица. Вдохновить своими идеями, подружиться. Это отличная тренировочная площадка для менеджеров. Не все способны сразу справиться с такой задачей, а опыт подобного уровня для людей в возрасте 18-25 лет кроме как в играх получить практически нигде невозможно.
Игровые сценарии редко описывают уникальные вселенные – как правило они изобилуют ссылками на фольклор и историю разных стран, которые были актуальны в разных временных срезах, так как это помогает наполнить персонажей или сеттинг дополнительным смыслом и повысить ценность контента.
В Devil May Cry разработчики создали главного героя Данте и его брата – Вергилия, намекая на «Божественную комедию». В World of Warcraft появилась Вершина Утгард и босс Мимирон (в оригинале – великан Мимир, охраняющий колодец знаний; Один пожертвовал правым глазом, чтобы испить из него), а божества Огма, Тир и Мистра стали частью Forgotten Realms.
Проще говоря, иногда (дополнительное) наслаждение сюжетными элементам напрямую зависит от вашей начитанности, но если встреча в игре состоялась с ними впервые – это может мотивировать игрока на изучение первоисточника.
Поклонники Assassin’s Creed начинают серьезно изучать историю крестовых походов, а игроки Age of Mythology через десяток миссий знают имена и занятия главных божеств древнего мира, и уже могут отличить гиппокампуса от гекатонхейров.
Кроме сражений в MMORPG геймеры могут найти себя в создании предметов, а также торговле. Зайдя в онлайн-игру очень просто получить опыт спекуляций, создания торговых союзов, дипломатии и ведения экономических войн.
Самый эффективный и дешевый способ изучения английского языка – снова в MMO. Да, вам все равно придется сидеть над учебниками с грамматикой, но в игре можно отточить все приобретенные знания на практике – как письменно, так и устно, и завести друзей по всему миру. Например, исследование шведских университетов Готенбурга и Карлстада показало, что дети, регулярно играющие в MMO, свободнее отличников говорят на иностранных языках.
Наконец, игры продолжают древнюю традицию сказаний и легенд о героях. Они рассказывают о доблести, чести, достоинстве, воспитывают и дают возможность геймерам стать великими воинами, капитанами звездолетов, полководцами, стратегами, торговцами и робинзонами. Они ставят их в сложные ситуации и порой заставляют страдать от принятых решений, обусловленных сюжетом игры.
И поглощенные «ненастоящей» реальностью на экране монитора, люди испытывают вполне настоящие эмоции, формируют свои идеалы и…становятся лучше.
комментарии (9)