В этом гайде по лидерству описаны основные трудности начинающего рейд-лидера и даны советы по их преодолению. Внутри вы найдете пошаговую инструкцию о том, как на своем сервере собрать команду для статика в 25 ХМ или рейда в эпохальном режиме из начинающих игроков уровня ЛФР, и как эволюционировать с ними до актуального прогресса.
Автор руководства — друид Сцапиенс, глава гильдии «Норланд» с Голдринна, которая на момент публикации занимает первое место на своем сервере с результатом 2/7 (M). В статье затронуты вопросы лидерства, формирования команды, экономики гильдии, систем мотивации и приведены примеры из личного опыта автора. С его разрешения мы публикуем полную версию текста на MMOBoom.ru.
Обращение к читателю
Свершилось, мой будущий коллега!Уговорами или угрозами, собственным недомыслием или радужными ожиданиями, но ты собираешься взвалить на свои плечи ношу рейд-лидера. Стена текста ниже поможет тебе избежать самых частых ошибок и опасных заблуждений, а мне поможет упорядочить свои мысли и достичь просветления.
Пару слов о себе
Вожу рейды с 2011 года. Было время, когда водил до трех статиков параллельно и все — в хардмоды. Последний раз после года АФК собрал целую гильдию рейдеров на героический уровень сложности. В качестве старта имел пустую гильдию, прогресс персонажа – 0 нормала, 40 тысяч золотых в банке гильдии, полумертвый игровой мир (Голдринн), неудобное для большинства РТ (Сибирь) и отставание от других гильдий на 4 месяца.Мы стартовали примерно с сотого места в общем зачете по игровому миру. В результате закрыли актуальный ХМ-контент и заняли третье место в общем зачете.
- Ну, окей, будем считать, что убедил. Давай, говори, как за 5 минут собрать топ-статик.
Ан нет, яхонтовый мой, быстро собрать топ-статик можно только имея хорошо подвешенный язык, большой опыт и умение быстро и складно врать, чтобы твоя ложь успевала становиться правдой быстрее, чем большинство поймет, что их надувают. Это талант надо иметь такой, как у Мавроди, а у тебя его нет по умолчанию. Иначе зачем ты это читаешь? Иди организуй свою МММ.
Глава первая: становление рейд-лидера как игрока
В этой главе пойдет речь о странном. Оказывается, для того чтобы успешно водить рейд, нужно сначала научиться успешно выполнять свою роль в рейде. Тренером по футболу становится футболист, в школе танцев преподает танцор, а боксировать учит боксер и это нам не кажется странным!
Но почему же регулярно на роль РЛа лезет игрок, неспособный своим персонажем играть нормально? Ответ на этот риторический вопрос ищи сам, но если ты понимаешь, что кривоват как игрок, лучше остановись на первой главе, не забивай голову. Не поможет.
Конечно, не каждый хороший игрок — хороший РЛ, но каждый плохой игрок — это плохой РЛ. Исключения встречаются чуть реже, чем честные депутаты. О том как стать хорошим игроком написаны целые отдельные тома, книги и повести, сняты сотни роликов и так далее. Копаться в этой помойке тебе предстоит самому.
Умение улучшить свою игру без чужой помощи или с минимальными наводками — это основной признак хорошего игрока. Наводки дам, вот они — попытайся нарыть информации по каждому из этих слов и побольше, а затем и применить в деле.
1) PowerAuras (TellMeWhen)
2) Если ты хил — VuhDo (Healbot)
3) Если ты танк — Tidy Plates + Threat Plates
4) Сайты icy-veins.com, worldoflogs.com (warcraftlogs.com), simulationcraft.org.
Следующим шагом будет освоение вторичной специализации. Даже если ты разбойник или охотник, и всю жизнь шпилил в одном спеке, офф-спек тебе просто необходим.
Во-первых, лучше научишься понимать способы настройки и обучения с нуля новому спеку. Во-вторых, сумеешь выполнять в рейде больше задач. Не бойся пробовать совершенно новую роль, например, если всю игру раздавал фуриваром, смело изучай прото-спек. Поверь, трансформация из игрока в РЛа гораздо более сложная, чем трансформации между спеками, или даже классами. Если ты не осиливаешь офф-спек, бросай идею РЛства нафиг. Твоя задача в рейде: «ХАЛК БИТЬ!».
Думают пускай другие.
Последним этапом в освоении персонажа будет реальное подтверждение собственной крутости. Нуб знающий, что он нуб — печален и достоин снисхождения. Нуб, уверенный, что он папка — страшная угроза всему живому, от такого во все стороны бегут все с IQ больше, чем у морковки.
В утверждении собственного умения играть тебе поможет симкрафт, логи и режим испытаний. Про первые два ты узнаешь, изучая данные выше наводки, а насчет третьего просто подойди к своему класс-тренеру и попросись на испытание.
Задачка простая — сделать 30 волн бесконечного режима. У большинства новичков от этой задачки взрывается мозг сразу. Ну что ж, как говорил Иллидан, вы не готовы! Предупреждаю, арена испытаний не сбалансирована, и там, где один класс проходит 30 волн держа бутерброд двумя руками, другие классы рожают ежиков еще на 20-й волне.
Убедившись, что вы обгоняете в ДПС или ХПС парней, чей уровень шмота вышего на 10 ilvl и при этом не смотря в панель абилок, а выбегая из всего, что положил под ноги босс — переходим к следующей главе.
Глава вторая: управление несуществующим статиком
Еще одна странная мысль! Для того чтобы начать собирать рейд, нужно заранее собрать его в голове. И не просто собрать, а еще и поводить. Если места в голове не хватает, используй бумагу.
На этом этапе тебе нужно продумать и прописать все правила и принципы на которых будет строиться рейд. Прописать цели и средства по их достижению. Прописать границы РТ, принадлежность гильдии, снабжение, уровень игры принимаемых новичков и многое другое.
Будешь ли ты использовать мат и унижения? Станешь ли исключать игрока, если он не тянет поднимающуюся сложность? Станешь ли бороться с флудом в голосовом чатике, и так далее.
Например, собираясь в многодневный автономный поход (ты же ходил в горы в такие походы?) очень хорошо бывает представить себе каждый день пути и выписать всё необходимое для преодоления трудностей. Тогда зубная щетка и сушеное мясо не будут забыты, а стеклянная бутыль с пивасиком не войдет по весу.
Так же и рейд. Продуманный заранее рейд значительно более успешен, чем рейд в котором лидера мотыляет из стороны в сторону и будущее туманно. Позиция РЛа должна быть понятна. Слова не должны расходиться с делом. К примеру, если ты заявляешь что пьяных из рейда будешь кикать, это привлекает в статик спокойных адекватных игроков, которые различают командную игру и пьяные бредни.
Но будь готов к тому, что через несколько месяцев пьяным в рейд придет топовый игрок на котором держится значительная часть тактики. И ты будешь вынужден его исключить, получая при этом урон в прогрессе, но сохраняя правила.
Вот примерный список вопросов, на которые желательно найти ответы до какого-либо сбора.
Какое РТ будет у статика (дни, часы, РТ в праздники)?
Для наших целей понадобится минимум 15 часов РТ в неделю. Например, 5 дней по 3 часа или 4 дня по 4.
Какие основные критерии отбора?
Для наших целей основным критерием будет умение играть, либо желание научиться. Подробнее про критерии — в четвертой главе.
Как будет снабжаться рейд?
Подробнее — в пятой главе.
Каким будет поведение в рейде, гильдии, игровом мире?
Подробнее — в шестой главе.
Какие цели у статика (как минимум месяца на 4 вперед)?
Какой будет система мотивации (штрафы, бонусы, EPGP, призы, исключения, анроллы)?
Подробнее об этом в седьмой главе.
Глава третья: начало сбора
Первым делом составляем грамотное объявление о наборе в чатик /4. В нем обязательно должно быть указано РТ, требуемый ilvl, опыт и перечень классов и специализаций, которые вам нужны. Параллельно создаем тему на официальном форуме в разделе своего игрового мира. Создавать темы где-либо еще на данном этапе бесполезно.
Решение о вступлении в начинающий статик принимают, как правило, неопытные игроки под влиянием сиюсекундного желания. Более целеустремленных игроков вы будете принимать позже, в уже работающий гильдейский рейд.
Самые «рыбные часы» для поиска — примерно за час до начала РТ, затем всё объявленное РТ и час после окончания. Также можно выловить игроков в субботу или воскресенье.
Как статик начинал собирать я
Пишу по памяти, много времени прошло, детали могут отличаться, но общую идею проследить можно.
Вот таким макросом начинал собирать статик: «/4 Собираю статик в ОО, РТ с 17 мск по будням. Нужны танки, хилы, ДД илвл от 530, опыт не важен».
Начал искать игроков в среду, планируя первое реальное РТ в следующую среду и проверочное РТ в понедельник плюс вторник.
При наборе просил игроков зайти в РК и накидывал им пару основных тезисов (см. вторую главу). Иногда отвечал на вопросы. Учти, что большая часть пишущих по таким объявлениям не будет задавать вопросов вообще.
Всем, с кем пообщался, кидал приглашение в гибкий рейд в понедельник. В Дреноре это будет нормал. Искал игроков по пять часов в день с 16 до 21 по Москве, планируя РТ с 17 до 20. Также искал в субботу и воскресенье, периодически заходя в игру на 10-20 минут.
Итогом этого сбора стало более 50 написавших мне человек, из них более 30 смогли зайти в РК и послушать меня пару минут. Из них более 20 приняли приглашение в гибкий в понедельник. Онлайн к назначенному времени были 12, причем из трёх заявленных танков не было ни одного, а пара ДД передумали идти, хотя были онлайн.
Я не стал отменять рейд, этого делать нельзя ни в коем случае. Стал искать танков и просто игроков через городской чат, а спустя полчаса и через OQ. Рейд состоялся, в процессе рейда ушли в АФК, или просто ушли еще человека 3 из подписавших событие. Убили мы боссов 6 в гибком.
Результат — катастрофический даже для пугов на моем игровом мире, но для меня результат рейда был не так важен, как результаты набора. Всех, кто участвовал в рейде, я пригласил на вторник для продолжения.
Всем, кто не пришел к рейду, но подписал событие, я написал в игровую почту с просьбой объяснить отсутствие и приглашением в гибкий рейд во вторник. Парочка из них действительно пришла, сказав, что были проблемы и так далее. Конечно, после понедельничного рейда я продолжил добор, а также добавил в друзья всех, кто мне понравился по игровым навыкам в прошедшем рейде.
Рейд во вторник был еще более катастрофичен, мы убили всего пару боссов в гибком и повайпались совсем немного на девятом, после чего рейд просто разбежался и я объявил РО.
Результатом этой недели был с десяток игроков в друзьях и событие в среду на обычный режим с нуля, в которое попали человек 15 без явно врожденной патологии рук и мозга. Конечно, во вторник я продолжил набор.
Из 15 человек в среду пришло пятеро, из списка друзей удалось вытянуть еще парочку. Добрал пугов и пошли в нормал. То ли пуги были хороши, то ли отбор дал результаты, но мы смогли убить первых 6 боссов в обычном режиме и это уже был неплохой результат для пугорейда у нас.
Почти все изъявили желание продолжить рейд в четверг и в четверг почти без добора новых людей мы вайпались пару часов на седьмом боссе. Рейд пришлось распустить досрочно в связи с уходом танка и неудачными попытками найти нового. В пятницу к рейду не пришел почти никто, буквально было человека 3. Рейд отменил, понимая, что семь пугов с середины я не найду. Рейды в понедельник вторник также отменились.
На очередное КД не пришли оба танка... Добор пугов, вайпы на четвертом боссе с кривым танком. Безудержное веселье. Три босса за первый день, еще три — за второй... С заменами, пугами и завершениями РТ раньше времени к концу недели добираемся до девятого босса, он бессмертен. Собираю гибкий рейд на окончание КД, закрываем 9-13 в гибком, получаем добычу и опыт. Из статика уходит хил со словами «Фу на вас, я в гибкий ходить не хочу».
Затем новогодние праздники, длинные выходные, рейдов не было. Но я когда мог вырваться из застолий приходил домой, продолжал спамить макрос, искал адекватных игроков, сам ходил в рейды с пугами в этом РТ и в итоге наинвайтил на первое РТ в новом году уже приличный состав из проверенных игроков.
Седьмой босс пал смертью храбрых уже на первом РТ, а на следующем упал 9-й. Одиннадцатый стал вершиной прогресса, был убит во вторник под конец КД.
Следующее КД начинается со свеженайденными игроками. У состава уже есть опыт, в списке друзей у меня человек 20, которые умеют жать кнопки не только лицом. Падают 11, 12-й боссы. На 13-м ступор, хотя даже некоторые пуги убивают его без проблем. Состав десятки почти собран, виднеется что-то похожее на статик.
Очередное КД приносит долгие траи 13-го босса, уже очень похожие на нормальную работу статика. Убийство и переход к последнему боссу, которого на тот момент пуги на игровом мире еще не убивали, как и многие крабовые статики.
Теперь уже большинству игроков состава видно, что я годный лидер, что прогресс и интересная игра будет обязательно. Только сейчас я собираю всех игроков в гильдию. Гильдию, которая принадлежит мне и до этого пустовала чуть более чем полностью. С тем же успехом я мог создать новую.
На следующем КД делаю финт ушами, статик уходит в ХМ вместо пробежки по обычному рейду и убивает первого босса. Несколько пулов второго, пронос нормала до последнего босса, и у нас впереди два дня на ласт-боссе. Выбираем простую тактику – не хватает ДПСа, выбираем сложную — не хватает рук. Принимаю жесткое решение, отправляю на замену пару самых слабых ДД, добираю пугов и убиваем босса.
У нас 14+1 в десятке, состав бьет копытом и хочет на ХМ далее, но я далее на ХМ в десятке не хочу, у меня по плану переход в формат 25. В то, что на это РТ можно собрать 25-ку не верит никто.
***
Прочитав эту стену текста ты уже наверняка сделал вывод, что начальный сбор статика полон мучений и разочарований. Но за сухими цифрами не видно эмоций, попытаюсь донести.
В самом начале ВСЮ работу придется делать самому. Ее будет много, и она будет неблагодарной. Придется пропускать через рейд огромную кучу случайных людей, лишь единицы из которых в итоге станут игроками статика. В следующей главе я расскажу как, имея уже годный начинающий состав, часть работы автоматизировать или переложить на другие плечи. А пока все сам.
Никаких ачивочек, почти никаких пугорейдов и время в игре раза в два больше, чем назначено на РТ. Поиск, собеседования, снова поиск, тупые вайпы, поиск, вайпы, поиск, собеседования, тупейшие вайпы, поиск, не пришла половина рейда, поиск, вайпы.
Это сливается в один вал и выматывает почище рейдов на вершине прогресса. При этом твою работу не видит и не ценит почти никто, абсолютное большинство уверено, что собрать статик — дело 15 минут, а вся работа РЛа — это рассказать тактику перед пулом.
Я, кстати, собирал рейд, не зная тактик на боссах. Прочитал гайды, выписал основные способности в текстовый файлик, и пока рейд добивал трэш и курил перед пулом, я читал тактику. А затем нередко расспрашивал игроков с опытом о непонятных моментах или причинах вайпа. Знание тактики для начинающего РЛа не главное, главное умение поставить точку в дискуссии, расставить игроков хоть как-то и делать пулл.
В случае вайпа смотреть причины, менять тактику и новый пулл. Если причины не очевидны — делать пулл по старой тактике. Рейд не должен стоять, простои — хуже вайпов.
А еще на начальном этапе сбора рейда часто встречаются ребята с фразами: «Ты нашел нам танка? Нет? А почему?» или «Блин, этот ДД дамажит хуже всех, найди ему замену». Хочется взять черенок от лопаты и #@$%# (сильно ударить – прим.ред.) этих недоносков к #@$% (чтобы мало не показалось – прим. ред).
Именно такие мысли посетят тебя на 2-4 неделе сбора статика, даже если ты в жизни более матерного слова, чем «сиськи» не употреблял. Если ты во второй главе решил, что в статике не будет мата — терпи. Если нет — срывайся и ругай. Но в любом случае продолжай делать свое дело. Нет имба-РЛов, нет сразу готовых статиков, нет гильдий, которые начинали в полном благолепии и адеквате. Есть те, кто прорвался через колючую проволоку старта и те, кто сдох в ней, придумав напоследок отговорки.
Параллельно с огромной работой по сбору людей придется делать еще одну, не столь заметную, но не менее важную для дальнейшей игры. А именно — тебе придется донести до игроков мысль, что главный в этом болоте ты. Книга жалоб — в другом рейде.
Вот основные моменты установления лидерства.
1) Когда говорит лидер, остальные молчат.
2) Спорить с лидером можно, но очень недолго (ровно до момента исключения).
3) Разговоры на посторонние темы во время пула босса недопустимы.
4) Пожелания и предложения по траям босса высказываются после вайпа и до очередного пулла, и обязательно должны быть подтверждены РЛом. Если они не подтверждены — исполняется прошлая тактика (подтверждать нужно проговаривая новую тактику полностью от себя).
5) Выкрики по тактике во время пулла пресекать, даже если они правильны. Объявлять абилки и тактику во время пулла — это задача РЛа и игроков, которых РЛ попросил об этом.
6) Пожелания и предложения по составу высказываются вне рейда. Внутри рейда обсуждение состава необходимо пресекать.
В ваши начальные рейды обязательно попадет целая пачка игроков, желающих перетянуть одеяло на себя. Возможно, у них будет больше опыта. Возможно, у них будет больше умения давить свои кнопки. Возможно, они будут умнее тебя. Может быть будут говорить красивым поставленным голосом. Но ни один из них не сделает даже десятой части той работы, что тобою уже делается и будет делаться еще долго.
Так что всех #$@% (далеко и надолго). Не отдавай лидерства! Как только ты отдашь лидерство случайному человеку, даже ненадолго, твой состав из начинающей команды превратится в толпу, в которой все сами по себе.
В следующей главе я расскажу, как в уже собранном статике делиться полномочиями, искать себе помощников и все такое прочее. Но сейчас главный ты и только ты. Никакой демократии. Ратующих за демократию, свободные выборы и прочую хренотень — гони в шею. Даже если это лучшие игроки твоего зарождающегося состава. На этом этапе, еще раз повторю, ты отвечаешь за всё и выполняешь всю работу. Любые попытки отобрать часть власти пресекай сразу же.
Однако: если игрок из зарождающегося состава предлагает помощь – например, в поиске игроков, наполнении банка фигней, участии в разборе тактик перед рейдом и ошибок после рейда — соглашайся, даже если тебе такая помощь не нужна. Возможно эти игроки — твои будущие офицеры.
Сбор статика — это как постепенное взросление человеческого поселения. От диких людей, живущих обособленно, невозможно перейти к конституционной монархии, минуя стадию племенных отношений с деспотом-вождем.
Даже если ты в душе добряк, и для своего статика запланировал полную свободу самовыражения, мыслей и чувств — на начале сбора придется быть тираном. Иначе все это развалится, не успев собраться, а ты потеряешь плоды многодневной работы еще на стадии созревания.
Кстати, будь готов к тому, что вполне адекватные люди, чаще девушки, будут просить не так сильно давить и давать больше свободы. Возможно будут заступаться за тех, кто шумит в рейде, нарушает дисциплину или наоборот пропускает РТ, игнорирует тактику и указания РЛа.
Внутри рейда такие изречения пресекай быстро, если необходимо для скорости — жёстко. Вне рейда попробуй объяснить ситуацию, но в случае тотального недопонимания — расставайся. Любые внутренние конфликты в зарождающемся рейде ведут к развалу.
Конечно, есть и другой способ сбора статика, он медленный, почти безболезненный, допускает множество управляющих, коллективную ответственность и полное ня-ня-ня в общении с рейдерами.
Работает в больших гильдиях и начинается со слов «А давайте соберем рейд». Вообще фраза «А давайте» — смертный приговор для статика, ведущего сбор с нуля на пустом месте. Статики, начинающие на готовой гильдии как правило неуправляемы от момента сбора. До значимых успехов проходит не месяц, а месяца три-четыре. Затем тупик. Обязательно тупик, 100%-й шанс упереться в стену.
Заключается в том, что в составе за эти месяцы прочно осели криворукие казуалы. Осели, переплелись связями между собой и РЛом. Разорвать порочный круг становится невозможно. РЛ пытающийся пойти по прогрессу дальше, обречен на провал. У него нет полномочий на исключение, нет опыта набора, нет сил это сделать. Статик затормаживается на уровне чуть-чуть выше, чем средние пуги, при полностью одетых персонажах.
Чаще всего в случае вайпов на боссе все разбегаются спустя полчаса-час. Затем игроки, которые хотят чуть больше прогресса, уходят из состава, остаются лишь самые деревянные, а РЛ, увидев это, бросает игру на неопределенный срок, уползает в реал, или PvP, или на другой игровой мир зализывать душевные раны. Я видел эту картину десятки раз, исключений не было.
Ах да! Еще ты будешь ошибаться. Постоянно ошибаться. Будешь брать не тех людей, исключать не тех людей. Будешь косячить с тактикой и личными действиями. Будешь рассказывать неверно, давать команды, прямо ведущие к вайпам. И обязательно найдутся люди, которые увидят твои ошибки и укажут на них.
Прислушивайся к советам, пытайся увидеть в них рациональное зерно, но не трать на это много времени. Признавай ошибки, если увидел их сразу, и иди дальше. Если не считаешь себя виновным, откладывай обсуждение на «после рейда» и иди дальше. Если после рейда не убедили, не признавай ошибку и иди дальше.
Ты не непогрешим, но только ты сейчас собираешь состав и управляешь им. Любая твоя ошибка лучше бездействия, на которое твой состав обречен, стоит тебе усомниться в своих действиях или полномочиях.
Глава четвертая: управление готовым статиком
Для начала перечислю, что у нас уже имеется на данный момент:
1) Умение играть своим персонажем достаточно хорошо.
2) Продуманный наперед статик, задачи, цели, правила.
3) Собранный состав, уже вышедший за пределы возможностей пугорейда.
Фактически на этом моменте многие рейд-лидеры уже «перегорают» и отпускают вожжи. Статик, хорошо стартовавший, некоторое время по инерции набирает прогресс, затем упирается в потолок и разваливается безвозвратно.
Вот об этих потолках и способах их пробивания пойдет речь в этой главе. Возможно тебе, начинающему РЛу, будет непонятно многое из того, что я тут напишу. С прошлыми главами ты мог соглашаться, мог не соглашаться, но по крайней мере понимал, о чем речь. Сейчас для понимания тебе придется влезть в шкуру РЛа уже на практике. Но, тем не менее, начнем.
Первая цель в уже рабочем статике — обеспечить себе полную замену
Если за первые месяц-полтора ты был должен активно тянуть одеяло на себя и показывать себя альфа-самцом, то теперь ставим задачу, которая кажется противоположной.
На самом деле ты уже родил ёжика, сформировал состав. Теперь этот состав вполне самоценная (не самостоятельная) единица. В нем будут завязываться отношения, игроки начнут о своих планах на прогресс говорить не «я», а «мы».
Этот состав уже имеет право на жизнь без круглосуточного присмотра, и если ты это право не обеспечишь, в случае твоей невозможности прийти онлайн статик развалится за считанные дни или даже часы, и собирать его заново из руин ты уже не захочешь.
Как организм матери формирует ребенка до рождения и пеленает новорожденного без его согласия, ты формировал статик, не привлекая никого к процессу. Но как только к ребенку пришло сознание, им уже нельзя рулить деспотично, нужен диалог, нужны сторонние ресурсы, иногда нужно его оставить одного и так далее. Да и просто отдохнуть от «Варкрафта» ты тоже можешь захотеть, особенно учитывая марафон при создании состава.
Итак, полная замена. Включает в себя:
1) Самое простое — замену себе как игроку. В статике 25 (20) с этим проблем нет.
2) Тоже простое — замена себе как основному снабженцу ресурсами. Именно ты все это время крафтил, чарил, варил зелья и отдавал свое золото в ГБ на ремонт. Теперь нужно разделить ответственность между игроками и при возможности спихнуть ее с себя полностью и насовсем.
Это работа полезная, нужная, но президент не должен рубить уголь в шахте, он должен распоряжаться этим углем так, чтобы приносить максимум пользы шахтерам. Как правило достаточно попросить, и некоторые игроки твоего состава вызовутся помочь со снабжением, ведь это очень просто.
3) Уже сложнее — найти замену себе как лидеру внутри рейда. Рассказать тактику, расставить игроков, проследить за исполнением, раздать добычу. Это одна из простых задач РЛа, но на неопытный взгляд это и есть все твои обязанности. Ты уже знаешь, что это не так.
Тем не менее, такой человек тебе понадобится самым первым. Внезапный обрыв связи у тебя, задержка по работе или командировка не должна приводить к отмене рейда.
4) Самое сложное — организовать добор и поиск игроков в состав таким образом, чтобы получать годных рейдеров вообще не прикладывая своих усилий. Скорее всего тебе понадобится несколько помощников в этом и продуманная система проверки.
Кто же тебе поможет с пунктами 3 и 4? Это офицеры твоего статика. Это те ребята, что предлагали тебе дельные тактики в процессе рейдов. Это те, кто давал идеи по окончании РТ или до его начала. Это те, кто пытался с тобой что-то обсуждать в ЛС. Всех их ты слушал, но делал по-своему.
Запоминал, но не давал власти. Теперь пришла пора аккуратно делится властью и обязанностями.
По пункту 3. Для начала просишь разных игроков отслеживать тактики и их соблюдение. Просишь расставить игроков где-то, расставить метки или объявить способности боссов. Запоминаешь тех, кто способен это сделать. Затем усложняешь задачу — к примеру, пишешь что-то вроде «У меня глючит микрофон — Петя, проведи окончание рейда вместо меня».
Затем начинаешь пропадать на день (ухожу на день рождения). Как правило, такие ситуации даже подстраивать не надо — если ты не прикованный к постели инвалид, ты найдешь, чем себя занять вместо «Варкрафта» вечером. Результатом такой работы станет то, что спустя несколько месяцев у тебя в рейде будет 2-3 человека, на которых ты сможешь полностью переложить управление рейдом внутри инста. Например, в случае форс-мажора или внезапного выигрыша в лотерею отпуска на Мальдивах.
По пункту 4. Тут сложнее. Для начала тебе предстоит определить в составе нескольких игроков, которые более всего радеют за продолжение рейдов, за твои правила, за твои цели. Это они тебе помогали спамить макрос в городской чатик, они по 10 раз напоминали об очередном новичке, пытающемся пробиться в рейд.
Это могут быть те же игроки, что помогают проводить рейды, но могут быть и другие. Для начала приглашай таких людей в голосовой чат послушать тебя во время приема новичка. Затем проси поискать новичков определенных классов и специализаций. Направляй некоторых игроков, которые пишут тебе о них — проси «Я скоро АФК, объясни новичку что к чему».
После нескольких направлений, нескольких собеседований, когда ты уверен, что в голове тех людей, кто помогал с добором уже сформирована четкая картинка, кто нужен статику, а кто нет, можешь пускать в самостоятельное плаванье.
Результатом этой долговременной планомерной работы должно стать появление реальных офицеров статика. Ни в коем случае не назначай и не повышай игроков, не имеющих офицерских функций. Как только игрок перестает выполнять офицерские функции, сразу понижай. Парадные генералы в статике не нужны.
Вторая цель в рабочем рейде — обеспечить приток новых игроков
У тебя всегда должна быть продуманная схема кого искать, кого менять. В идеале набор нового игрока должен проходить незадолго до ухода из состава игрока предыдущего. По мере роста прогресса и навыков статика ужесточай рамки добора.
Если ты мог стартовать со средними игроками с плохим онлайном, то влезать на вершину прогресса придется с более умелыми и постоянными. В составе всегда будет два полюса мнений. Первое мнение: «Ну, мы же стартовали не умея играть и ничего, научились, вот и новичок научится». Это мнение неверное — у новичка не будет нескольких месяцев освоения ХМ рейда с нуля, чтобы научиться.
Второй полюс мнений: «Мы уже опытные, одетые, умелые, давайте брать только таких-же». Также неверное мнение, поиск игроков с нужным опытом, шмотом, скиллом, адекватностью, РТ, онлайном может не дать результата вообще.
Вот тут тебе как РЛу нужно искать золотую середину. Представь, что у тебя открыт эквалайзер как в плеере. Куча шкал и ползунков на них. Выше — лучше, ниже хуже. Шкалами будут: совпадение РТ, онлайн, опыт, шмот, руки, адекватность, полезность класса и так далее. Если ты скрутишь все шкалы вниз — подойдет любой игрок. Если поднимешь все вверх — это будет ноль игроков. По мере роста прогресса средний рейдер в твоем составе — все выше по сумме показателей и обязательно будет момент, когда число таких же рейдеров на игровом сервере окажется невелико.
Для добора ты должен определиться, какие свойства рейдера для тебя сейчас важнее, и поднять эти требования. Все остальные свойства наоборот занижай до комфортного минимума, и ты получишь достаточно много игроков среди которых можно выбирать.
Если у тебя не хватает значительного числа игроков — занижай требования. Если не хватает по мелочи — завышай требования. Если состав полон (и это важно!!!) — завышай требования выше, чем в среднем по твоему составу, и все равно набирай.
Игроки обязательно уйдут со временем. К примеру, в статике 25-ке в среднем за КД уходит в оффлайн один игрок. Будет просто отлично, если вместо ушедшего, уже некоторое время с вами рейдит игрок получше.
Плохо организованный добор игроков — это одна из самых частых причин развала статиков. Сначала вы рейдите собранным ранее коллективом и быстро что-то убиваете, каждый начинает держаться за окружающих. Затем кто-то уходит, кто-то впадает в неадекват, а боссы становятся все сложнее.
Ты начинаешь брать игроков, не соответствующих требованиям энкаунтеров, просто потому что они давно в гильдии или они твои знакомые или твоих рейдеров. Прогресс стопорится, вайпы становятся все тупее и тупее, и тут от тебя уходят лучшие игроки, которым надоело сидеть на месте. Попытка добрать таких же вместо ушедших — обречена на провал. Далее — откат в прогрессе, ступор, отсутствие траев, ибо нереально, и все, развал.
Третья твоя цель — победить лень и инерцию
Начнется все это с ребят «А давайте перестанем траить, включим нормал и оденемся». Таких будет с избытком в любом свежесобранном составе. Объясни сразу, что обычный режим ты включишь тогда, когда по твоему мнению будет нужно.
Истерики типа «Но я же не одет, зачем мне траить ХМ» пресекай сразу, очень поможет парочка показательных исключений. Переходите к добиванию нормала под конец КД, примерно оценивая время на быстрое добивание. Не страшно, если из-за форс мажора вы не сумеете дозакрыть нормал. Вайпы на ХМ нужны вашему составу больше, чем экипировка с нормал-рейда.
Следующей категорией ленивцев будут те парни, что приходят только к началу КД, а потом испаряются до нового начала. Тут тебе поможет ввод какой-либо системы бонусов за присутствие на траях, или системы штрафов за отсутствие. Прекрасно справляется с этим EPGP.
С обычными рейдовыми промашками, когда игроки не выполняют тактик или ошибаются на давно знакомых боссах, поможет ободряющий мат, система штрафов или что-то в этом роде. Но не перегибай палку, некоторые статики не приемлют штрафов вообще, а если же ты изначально планировал штрафовать за косяки, об этом должно быть известно всем новичкам. Предупреждаю, это усложнит добор.
Последний, и наверное самый сложный слак, который побороть придется обязательно — это ситуация, когда вы вайпаетесь на боссе день, два, пять а прогресса все нет. Счетчик траев начинает уходить за 200. Люди беспокоятся, срываются друг на друге, пропускают траи и даже открыто бунтуют.
Эта ситуация губит очень большой процент казалось бы благополучных статиков.
Рейдовый контент устроен так, что даже самые сильные гильдии делают сотни пуллов на последних боссах и это нормально. В своем составе еще задолго до последних боссов ты увидишь проявления этого будущего слака и бороться с ним нужно сразу же, не откладывая на потом, потом будет поздно.
Когда кто-то начинает ныть «У нас не хватит ДПС», «у нас не оптимальный состав», «давайте пропустим и будем траить другого — он проще», ты обязан это пресекать. Тех кто не может успокоиться — заменять. Даже если это лучшие игроки состава.
Потом, столкнувшись с реально сложным боссом, они вообще покладут на траи и будут только ныть, разваливая состав и портя дисциплину. Твоя задача сделать из состава машину для траев. Вы приходите в рейд чтобы умирать, а не убивать боссов. Ваша задача сделать определенное число вайпов за неделю. Неважно на каком боссе. Скорее всего это будет текущий босс, которого вы еще осваиваете, но возможно, будут вайпы и на прошлых.
FAQ
- А вот Paragon убила этого босса за день!
- Почему ты не в Paragon еще?
- На этого босса надо 5 рыцарей смерти, иначе не убить!
- Будем пробовать как есть, даже если не убьём, то потом, когда у нас будет 5 ДК, все остальные будут знать, что делать.
- ДПС не хватает, надо одеваться!
- Надо, не спорю, но до конца КД еще 3 РТ, их отменять?
- А зачем бессмысленно вайпаться?
- Вайпы не бессмысленны, кто-то учится, кто-то привыкает дамажить лучше, танки учат последовательности защитных КД. Это все равно придется делать не сейчас, так потом.
- А-а-а-а плак-плак, хнык-хнык.
-Тебе следует найти другого РЛа, более заинтересованного в нытиках. До свидания.
Мы не отменяем рейд, не отменяем траи. Даже если состав не идеален, экипировка плохая, люди криворуки и так далее, у нас есть РТ и мы проводим РТ осваивая нового босса, вариантов нет. Несогласные могут либо заткнуться, либо найти состав, в котором не нужно траить, а можно сразу убивать.
Глава пятая: гильдия
Тебе и твоему статику нужна своя гильдия. Или, на худой конец гильдия, где тебе открыты все права.
Собирать составы в больших гильдиях не имея прав главы — очень опасно. На стадии сбора глава гильдии и старые согильдийцы скорее всего будут пытаться воздействовать на вас, проталкивая ненужные вам кандидатуры в статик.
На стадии собранного статика будут ставить палки в колеса в обиде на то, что вы их не берете, не ждете, ругаете и так далее. Если в гильдии уже имеется статик, собирать там второй сложно, нормальный первый статик скорее всего всю структуру гильдии заточит под себя, и вам просто не будет места. А если первый статик в гильдии кривой (при кривом РЛе), то ты быстро его догонишь, вызывая огромную попоболь у игроков того статика, и давление на тебя возрастет еще больше, вплоть до открытого кидалова.
Да, известная гильдия дает неплохой бонус на стадии сбора. Ты предлагаешь своим новичкам не просто место в зарождающемся статике, но и известный гильдейский тэг. Кто-то из хороших новичков придет к тебе просто как на ступеньку, ведущую в основной состав этой гильдии. Кроме того, в известной гильдии организована своя система добора, тестов и так далее, ты можешь присоседиться к ним и уменьшить свои трудозатраты.
Если игроку отказывают в приеме на 14 ХМ, вполне вероятно, что его способностей хватит на 8-10 ХМ, а тебе при твоем неполном нормале этот игрок как манна небесная. Некоторые игроки, пришедшие изначально в надежде на основной состав, согласятся играть со вторым составом и ждать места в мейне.
Тебе также помогут твинки из основного состава, игроки, пропустившие начало КД или ненужные на его завершении. В общем, со всех сторон мед и шоколад. Но как только твой состав оформится и решит делать прогресс сам, в этой гильдии тебе станет тесно. И вот тут уже получится кидалово с твоей стороны — ты воспользовался ресурсами хорошей гильдии, а результаты унес в свою собственную. Урон репутации будет солидным, что скажется на доборе новых игроков.
В известной сильной гильдии ты можешь собирать только полностью зависимые рейды, встроенные в структуру гильдии и помогающие основному составу в достижении целей. К примеру, ты можешь стать РЛом твинкорейда или РЛом академии для новых игроков в основной состав.
В топовых мировых гильдиях рейдят несколько составов, но между собой они не соперничают, а наоборот поддерживают друг друга, делятся игроками, обкатывают и одевают новичков и твинков для основного состава. К примеру, какой-нибудь второй статик Blood Legion может был бы сам статиком из топ-100 мира, но он не играет сам, а поддерживает топ-1 статик, что и делает тот первым, а не пятым.
Как управлять академией или твинкорейдом я рассказать не могу, опыта маловато. Но тот факт, что в гильдии с уже имеющимся сильным статиком нельзя собирать еще один независимый — обсуждению не подлежит, история удачных примеров такого сосуществования не знает.
Итак, мы определились, хотим полноценной независимой игры РЛом и интересного прогресса — нужна своя гильдия.
Система званий
В гильдии тебе понадобится система званий. Я порекомендую основные моменты этой системы званий, а ты решай сам какие звания включить в промежутке и как их все называть.
Звание 1 — офицер, сразу же после тебя. Все права, доступ в банк к золоту. Возможно ограничение по исключению игроков, если в гильдии есть звание-наказание.
Звание 2 — крутой рейдер. Те игроки, что с тобой давно и при этом играют хорошо.
Звание 3 — обычный рейдер – те, кто недавно или играют средне.
Звание 4 — новый рейдер. Те, кто с вами первую неделю-две.
Также полезными будут звания:
Твинк — для объединения всех твинков первых трех званий, чтобы было проще общаться и смотреть кто онлайн, не думать кто перед тобой. У твинка должно быть подписано, кто мейн.
Молчун – звание-наказание, из этого звания нельзя писать в гильдейский чат.
Снабжение — звание с доступом к банку гильдии, но без доступа к управлению. Для тех, кто крафтит в банк всякую нужную чепуху.
Друг гильдии — звание для не имеющих отношения к рейдам случайным игрокам. Оно должно быть самым нижним, чтобы прием в гильдию сразу проходил в него.
Своевременное повышение и понижение игроков обеспечит порядок. Все повышения и понижения должны быть заслужены. Повышения и понижения — это инструмент становления дисциплины гильдии и рейде, что необходимо для будущих побед. Также это сильно облегчит твоим офицерам управление, а твоим новичкам понимание кто есть кто.
Экономика гильдии
В гильдии тебе понадобится банк. Смело занимай под нужды статика хоть все ячейки. Если гильдия досталась в наследство — выкидывай весь хлам на аукцион или торговцам. Можешь на откуп нерейдовым игрокам оставить помойку в виде первой ячейки.
В банке тебе понадобятся препоты, настои и еда всех используемых в рейде типов в огромных количествах. Доступ для рейдеров к этой химии. Гораздо проще обеспечить это раз и навсегда, чем в каждом рейде ждать пока один из 25 человек телепортнется за настоем, и после каждого пулла ругать тех, кто не выпил препот.
В банке также можно хранить топ-чанты или реагенты для них, камни для рейда и так далее.
Идеальной будет ситуация, когда игрок во время рейда ни в чем не нуждается, а после рейда может бесплатно подготовить свою экипировку к рейду. Это сэкономит время в РТ, самое основное время, которое надо тратить на вайпы. А также улучшит эффективность рейда в целом. Люди будут тратить рейдовые ингредиенты вне рейда на тренировках и фан-рейдах, повышая при этом свои навыки, что в итоге скажется на более быстром прогрессе.
Естественно из ГБ нужно открыть ремонт для рейдеров, желательно — безлимитный.
Откуда это все богатство брать? К примеру мой рейд сейчас за неделю потребляет примерно 40 тысяч золота в виде ремонта и затрат на химию. Ответ кроется в двух вещах — БоЕ и баеры. Всё, что падает в рейде и это можно продать с аукциона — считается БоЕ. Бывают вещи с трэша, с боссов, ингредиенты от распыления, питомцы и так далее.
Объясните сразу, что эта добыча не принадлежит отдельным игрокам, а будет направлена на нужды ГБ полностью. Возможно на старте нового контента вы захотите отдавать БоЕ предметы рейдерам. Но только на основные спеки и никаких твинков.
Баеры — более существенная часть дохода, но они доступны только статикам, достигшим определенного прогресса. Самые топы продают походы в рейд за космические суммы, но и при небольшом прогрессе можно недорого продать поход в рейд, например, на последнего босса в обычном режиме.
Можно продавать вещи с нормал-рейда по цене крафтовых вещей или дороже, когда речь идет о пушках и токенах. Один баер на нескольких боссах в рейде 25-ке почти никак не скажется на одевании вашего рейда, но позволит положить в банк круглую сумму.
Вот так примерно выглядела экономика моего рейда:
1) 1 неделя: после инвайта в гильдию в ГБ 50 тысяч, по ячейкам пусто. Заполнил ячейки химией со своих денег.
2) 2 неделя: рейд-десятка съел с банка 5 тысяч, заработал 5 тысяч на реагентах и еще 5 тысяч на денежном потоке. Итого – 55 тысяч золота.
3) 3 неделя: 2 рейда-десятки съели 8 тысяч, заработали 5 и 5 на потоке, итого 58 тысяч.
4) 4 неделя: рейд 25-ка съел 15 тысяч, заработали 5 тысяч на потоке. Итого 49 тысяч.
5) 5 неделя: рейд 25-ка съел 20 тысяч, заработали 10. Итого 39.
6) 6 неделя: рейд съел 30, заработали 10. Итого 19 тысяч.
7) 7 неделя: рейд съел 30, заработали 10 и еще 50 принес баер. Итого 49 тысяч.
С этих пор баланс почти каждой недели в плюсе и спустя 25 КД в банке 1300к золота.
Внимание! Blizzard разрешает покупку игровых достижений и предметов за золото. Условия передачи золота необходимо озвучивать в рейдовом чате, а не в личку.
«Игрок ХХХХ передает золото гильдии за ХХХ». Это убережет вас потом от обвинения в продаже за реал и наездов со стороны покупателя в попытках отобрать то, чего он не оплачивал. Не пытайтесь продать гильдейское золото за реальные деньги и не берите реальные деньги с покупателей — это ведет к бану и портит репутацию гильдии.
На этом месте многие хитро усмехнутся, они-то продавали золото и покупали за реал 100 раз и не были в бане ни разу. На что я отвечу — есть множество способов заработать реальные деньги, затрачивая куда меньше сил чем нужно для вождения рейдов и сбора состава. Глупо рисковать большим ради малого.
Ну, и последнее. Гильдия — это то по чему вас узнают. Это основной агрегатор для репутации. Кому нужно, будет за гильдией видеть лично вас, но большинство будет судить всю гильдию в целом.
Глава шестая: репутация
Это будет коротенькая глава о такой мелочи как ваша репутация. Говорить об этом стоит тогда, когда ваш статик уже собран и что-то покоряет. Вы не будете находиться в информационном вакууме, информация о вас будет просачиваться и приводить к вам новых игроков.
Каких именно игроков вы получите, будет зависеть от того, что о вас знают. К примеру, договорились с пугом о рандом-ролле вещи по основной специализации. Пуг выдал 100к ДПС, твой рейдер 300к, босс умер и выронил редкий закаленный аксессуар. Ролл не на вашей стороне и появляется соблазн отдать вещь рейдеру, кинуть пуга.
Сделаешь так — получишь урон репутации. Точнее, даже не урон, а репутацию определенного рода. Не все игроки в данном случае будут на стороне пуга. Решай еще на стадии планирования — какая именно репутация нужна твоей гильдии.
Вот основные источники репутации:
1) Поведение РЛа в рейде не тайна. Тебя могут записывать, просто передавать информацию о твоем способе проведения рейда на сторону. Выступая перед 30+ игроками статика ты по сути выступаешь перед всем игровым миром. Имей это в виду, когда, например, собираешься отпускать нелестные замечания о других гильдиях. Репутация РЛа-истерички сильно портит добор игроков.
2) Поведение РЛа в гильдии и в игровом мире. Если ты проводишь рейды идеально, а затем укурившись в хлам взрываешь общий чатик — минус репутация, сложности набора.
3) Уровень навыков игроков и прогресс. Чем больше в твоем составе хороших игроков, чем выше ваш прогресс — тем выше репутация гильдии. Твои игроки ходят в сотни других рейдов, испытаний, групп и так далее. Когда какой-то топ игрок твоего состава на world-боссе разрывает рекаунт — это плюс в репутацию твоей гильдии.
4) Адекватность твоих игроков во время рейда и вне его. Хоть и гораздо меньше, чем высказывания РЛа, но гораздо более массово влияет на репутацию твоей гильдии.
5) Неадекваты в гильдии. Если какое-то тело с твоим гильдейским тегом портит игру в других рейдах и собраниях, это минус репутации. Желательно нерейдящих дебилов исключать сразу, а рейдящих сначала понижать, потом кикать.
Глава седьмая: дисциплина, штрафы, бонусы
Эта глава о способах мотивации игроков. Тут я изложу и те способы, что использую сам и те, что используются в других гильдиях. А так же плюсы и минусы этих способов.
Штрафы — мощный мотиватор, который очень сложно применить правильно.
Пример — ты придумал штрафовать игроков за опоздание к рейду на 100 золотых за каждую минуту до 30 минут включительно, а за пропуск — штрафовать на 3000. Это должно поднять дисциплину, игроки должны приходить заранее, чтобы не влететь на штраф.
Но почти никто не скажет «Я лох, я опоздал», все будут говорить «Не было интернета, света, пробки, кошка рожала...» причин будет миллион. Кто-то будет врать, выдумывая причину и платить золото, в душе проклиная РЛа за то, что не верит лжи — «А что, если бы у меня вправду не было света?».
Другой игрок, приходивший постоянно и опоздавший по реальной причине, вполне может пойти на принцип и добиться либо отмены системы штрафов за опоздание, либо исключения.
Всё! Поддерживают систему штрафов, когда она только озвучивается. В крайнем случае слакеры молчат. Но как только штрафы начинают действовать — каждый первый не виноват. Штрафы работают только в топовых гильдиях, где на каждое место в рейде стоит очередь желающих. Остальным штрафы не приносят ничего кроме нервотрепки.
Единственный штраф который нормально держат игроки не топ-составов — это штраф по GP в системе EPGP.
Бонусы — менее мощный мотиватор, но гораздо более массовый и работоспособный. Отмечай хороших игроков и премируй их золотом, экипировкой, бонусом к роллу и так далее.
Бонусы не так критичны к топовости состава, но пуги в вашем рейде их не поймут. Бонусы работают только на стадии гильдейского рейда. Хорошей бонусной системой будет DKP или EPGP. Начисления за хороший онлайн и выполнение дополнительных обязанностей вне рейда будут накапливаться в этих системах и учитываться в разделе добычи.
Как только онлайн статика превысил 25 человек, я ввел EPGP с начислением EP в начале и конце рейда.
Это позволило:
1) Премировать игроков на замене. Сидя на замене они копят EP, получая преимущество в следующем рейде.
2) Премировать игроков за хороший онлайн. Чем чаще игрок приходит онлайн, тем лучше он будет экипирован, даже если все боссы умирают только в среду, игрок отходивший все 5 рейдовых дней залутает в разы больше шмота, чем игрок пришедший только на среду.
3) Штрафовать за несоблюдение тактики. Штрафы по GP позволяют обратить внимание игроков на определенный элемент тактики и ускорить освоение босса.
EPGP не лучшая система учета эффективности. Самая лучшая — мастерлут. Но она лучше рандом ролла в разы.
комментарии (13)