Свежая статья от Джейсона Шрейера для Bloomberg, касательно Blizzard. Представляем вашему вниманию перевод.
По словам нынешних и бывших сотрудников, управление компании само задало подобную атмосферу, нанимая в основном мужчин, подначивая их эго и позволяя приглашать на свидания женщин-коллег из компании.
Одним летним днем 2018 года, сотрудники Blizzard обнаружили на своей электронной почте письма от главы компании, Майка Морхейма, в которых он сообщал об уходе Бена Килгора, главы технологического отдела и возможного будущего преемника Морхейма. Причин для «расставания» названо не было, но слухи поползли быстро. Судя по ним, Килгор входил в группировку самых отъявленных сексистов и выпивох в офисе Blizzard в Ирвайне, Калифорния.
Вскоре после этого, состоялось большое собрание сотрудников, на котором была объявлена официальная причина увольнения Килгора. На вопрос новому главе отдела, Дереку Ингаллсу, об этом, ответом было следующее: «не стоит спать со своим ассистентом. Но если уж вы сделали это, не бросайте ее». Позднее разными версиями этой истории с нами поделятся пятеро участников этого собрания. Конечно, подобный комментарий расценили как минимум неоднозначным еще тогда, но сейчас, на фоне всей всплывшей подноготной компании, он дает понять, что что-то погнило в королевстве Blizzard еще тогда. Но снаружи компания все еще оставалась одной из самых успешных в индустрии. Ее называли одним из самых лучших возможных мест работы, а разрабатываемые Blizzard игры всегда тепло встречали как игроки, так и пресса.
28 июля прошел митинг сотрудников Activision Blizzard. Протест состоялся в ответ на реакцию руководства компании на обвинения в дискриминации. Народ требовал равного отношения к меньшинствам, работающим в компании.
Эта маска рассыпалась в прах в прошлом месяце после того, как Activision Blizzard стала фигурантом судебного разбирательства, начатого штатом Калифорния, основой для которого стало расследование случаев сексуальных домогательств и дискриминации в компании. После этого, многие из бывших и текущих сотрудников обратились в СМИ со своими историями. Женщины часто вспоминали, как их чуть ли не заставляли ходить на свидания с коллегами, участвовать в алкогольных ритуалах и наблюдать, как мужская часть коллектива использовала различные мероприятия в качестве предлога для более интимных утех. Шестеро женщин обращались с жалобами в отдел HR, но там на них попросту не обращали внимания.
В ответ на обвинения, глава Activision Blizzard, Бобби Котик, выступил с публичным извинением, а вскоре после этого компанию «покинули» президент Blizzard и член высшего руководства отдела HR. В своем обращении к сотрудникам по электронной почте, представитель компании написал: «Мы поддерживаем смелось всех текущих и бывших сотрудников, кто чувствовал себя некомфортно на рабочем месте и не побоялся высказаться об этом. Мы приложим все усилия, чтобы наиболее серьезно подойти к расследованию каждого из озвученных случаев». Майк Морхейм, один из со-основателей Blizzard и бывший ее глава отказался от комментариев. Упомянутые выше Килгор и Ингаллс никак не отреагировали на множество вопросов, касающихся того самого собрания из 2018. Последний, кстати, в прошлом году ушел из Blizzard в Amazon.com. Inc.
Хоть обвинения штата Калифорния были выдвинуты в сторону материнской компании, издателя игр с мировым именем, большинство жалоб поступило именно в сторону руководства Blizzard. До недавнего времени, она, по сути, была сама по себе благодаря внутренней управленческой формуле, которая делала ее успешной. И, конечно, компания смогла завоевать сердца десятков тысяч фанатов по всему миру своими вымышленными мирами. Ежегодный конвент притягивал внимание многих из них, а именитых сотрудников встречали не иначе как рок-звезд.
Последнее подтверждают слова Кристины Микконен, проработавшей в Blizzardс 2013 по 2019 год: «Эти люди были неприкасаемы. Они не только могли указывать тебе на то, как правильно делать твою работу, но, по сути, были всесильны внутри организации».
Руководство Blizzard само задало подобную атмосферу, нанимая по большей части мужчин и подстегивая их эго. Для многих из верхушки было обычным делом крутить романы с сотрудниками более низкого ранга. Тот же Морхейм в 2010 году женился на одной из младших директоров Blizzard. Еще один из отцов-основателей, Фрэнк Пирс, оставил бывшую жену ради романа с представительницей службы поддержки Blizzard, на которой впоследствии также женился. То же можно сказать и о Дж. Аллене Брэке, недавно покинувшем компанию – его жена также являлась одним из низших руководителей компании.
Возможно, эти примеры притянуты за уши, однако, на их основании многие женщины в компании чувствовали себя по меньшей мере некомфортно. Нежелательное внимание со стороны сильного пола было частым явлением на корпоративных вечеринках. Шер Скарлетт, проработавшая в Blizzard всего год так высказывалась об атмосфере в компании: «Мне даже в голову не приходило жаловаться на подобное. У меня в голове это выглядело совершенно нормальным и уместным».
Blizzard была основана в 1991 году тремя мужчинами. В ранние годы, все сотрудники компании также были мужчинами, что являлось основой для атмосферы, царящей в компании. А совсем скоро Blizzard заметно разрослась и выпустила множество хитовых игр, одной из самых успешных среди которых была World of Warcraft. Кристин Браунелл, которая застала момент выхода игры, работая в компании, говорила, что никогда не подвергалась домогательствам, однако, после выхода игры, что-то явно изменилось. После получения очередных зарплат, по ее словам, многие возгордились своими достижениями, «их эго буквально заполоняло комнату, в которой они находились».
World of Warcraft, однозначно, стала культурным феноменом. Многие звезды признавались в своей увлеченности этой игрой, ей посвящались целые эпизоды в сериалах, а значимость и размах BlizzCon взлетели до небес. Небольшая выставка на 4000 человек из 2005-го разрослась до 20000 к 2010. На ней стали выступать мировые звезды вроде Оззи Осборна и Foo Fighters (а позднее и Metallica с Linkin Park).
Игроки, поглощенные Overwatch на BlizzCon 2017
Возможно, это и стало отправной точкой для создания атмосферы, царящей в Blizzard сейчас. Успешные мужчины становились еще успешнее, что позволяло им более активно использовать этот успех в общении с женщинами, по их мнению. Хотя, многие из женщин и сами были не прочь воспользоваться ситуацией – аналогия с рок-звездами возникла неспроста, появилось некое подобие «групи», поклонниц, а зачастую и просто сотрудниц компании, которые были готовы на все ради внимания со стороны руководства и именитых членов Blizzard.
Но те сотрудницы, которым в голову не ударила слава, научились избегать отеля Хилтон, находившегося недалеко от центра проведения BlizzCon, где Алекс Афрасиаби, бывший директор Blizzard, совместно с группой единомышленников зачастую устраивал вечеринки в номере, прозванном «номер Косби» (Он был прозван так за счет ковров, расцветкой напоминавших свитера известного комедианта, который также был фигурантом дел о домогательствах). По словам Микконен, туда часто водили косплеерш и просто девушек, которых удавалось подцепить на BlizzCon. «Конечно, иногда подобное поведение осуждалось, но не шло дальше личных сообщений в духе «Не стоит встречаться с фанатками в представительских номерах»».
Внутри компании тоже не все было гладко. Согласно данным за 2017 год, мужской состав сотрудников превосходил женский 4 к 1. Конечно, это могло приводить к тому, что женщинам приходилось сталкиваться с мизогинией и домогательствами в их сторону.
В разговорах между собой, мужчины часто употребляли слова вроде «изнасилование», если судить по данным проведенного расследования. В то же время, женщинам приходилось буквально из кожи вон лезть, чтобы поравняться с «соперниками» по офису. По словам Ники Бродерик, проработавшей в Blizzard с 2012 по 2019 год, «это служило предпосылками для создания токсичной атмосферы, где во главе угла стояла соревновательность, не только между мужчинами и женщинами, но и между самими женщинами».
Двое из бывших сотрудниц отдела контроля качества рассказывали, что при появлении новой сотрудницы, мужчины в очередь выстраивались для того, чтобы представиться ей, чего с мужчинами-новичками не происходило. В отделе киберспорта один из сотрудников часто пытался сделать массаж, когда его об этом не просили, издавал стоны на собраниях и рассказывал о своих сексуальных похождениях во всех подробностях специально в присутствии женщин. Однако, по словам Бродерик, работавшей в этом отделе, несмотря на все жалобы, «его не трогали».
Однажды коллега лестно отозвался о ее филейной части, которая особо выделялась в шортах. Ее друг сообщил об этом в отдел HR, но, опять же, ничего не последовало.
Морхейм дает интервью в штаб-квартире Nasdaq по поводу 20-тилетия Blizzard Entertainment в 2011 году.
До своей отставки в 2018 году, Морхейм был сердцем и, зачастую, лицом компании. Он был весьма обходительным и приятным, что нравилось многим сотрудникам. Многие рассказывали о его доброте и том, насколько он ценил креативность в работе. Морхейм часто призывал сотрудников обращаться лично к нему в случае возникновения каких-либо проблем. В 2018 году его даже называли одним из лучших директоров организаций, по версии Glassdoor reviews.
Однако, многие также говорили о том, что его доброта мешала ему видеть полную картину происходившего в коллективе. Зачастую он просто был слеп к происходящему или предоставлял нарушителям спокойствия слишком много вторых шансов и давал выйти сухими из воды. После объявления о судебном процессе, Морхейм в своем обращении извинялся перед женской частью сотрудников, говоря, что хотел бы услышать больше их историй.
Многие претензии со стороны штата Калифорния относились к технологическому отделу Blizzard, главой которого долгое время был Килгор. Часть сотрудников упоминали, что видели его, неподобающе трогающим сотрудниц во время рабочего процесса. В материалах дела его имя не упоминается, но детально описывается его поведение, называя только его должность.
Сотрудники отдела иногда могли употреблять алкоголь на рабочем месте или приходить в неподобающем виде после вечеринок – их могло попросту стошнить в мусорную корзину. Нередкими были также ритуалы посвящения новичков, которые подразумевали распитие ими шотов каждые полчаса. В 2019 году Blizzard все же издали предписание работникам, ограничивающее распитие ими алкогольных напитков в нерабочие часы.
Отдел Трудоустройства и Жилья штата Калифорния подал в суд на Activision, в деталях описывая случаи домогательств на рабочем месте и создания культуры, в которой женщины не имели равных прав и оплаты их труда.
Движение #MeToo слишком поздно дошло до индустрии видеоигр, однако, его результаты уже весьма ощутимы. Riot Games участвуют в двух судебных разбирательствах, а Ubisoft Entertainment SA были вынуждены уволить трех своих сотрудников вслед за скандалом в прошлом году. Riot’ы встали на защиту своего директора, заявив, что тот не участвовал в дискриминации и домогательствах, в то время как Ubisoft признали проблему и обещали большие изменения в компании. Но случай с Blizzard уникален из-за самой позиции компании в индустрии.
Имя Blizzard долгие годы считалось знаком качества само по себе, а работа в этой компании была мечтой многих. Зачастую люди шли на большие жертвы только ради того, чтобы получить в ней должность. ПО словам бывшей сотрудницы, Скарлетт, «Когда ты получил работу в Blizzard, тебе наплевать, что происходит вокруг из-за того, насколько сильно ты хочешь здесь остаться. Ты перестаешь видеть дурные вещи в плохом свете».
Многие бывшие сотрудники Blizzard упоминали случаи, когда им приходилось принимать сниженную зарплату ради сохранения престижа. Кто-то называл это налогом от Blizzard. Одна из сотрудниц говорила, что однажды для экономии средств, ее обед состоял только из горячего шоколада от Nestle.
Разница в оплате труда касалась, в первую очередь, женщин, если судить по интервью и официальным заявлениям. Семеро сотрудниц говорили, что их труд оплачивался меньше, чем труд мужчин со схожим уровнем опыта и квалификации. Двое упоминали разговор со своим менеджером, в котором он убеждал их не распространяться насчет их зарплат. А кто-то даже поделился скринштотами переписки с боссом, в которой он писал, что информация о зарплате должна оставаться конфиденциальной, что является прямым нарушением законов штата Калифорния.
И проблема неравной оплаты труда была присуща офисам Blizzard по всему миру. Нази Фарес, до этого года работавшая в Нидерландском офисе Blizzard, упоминала, что таким положением дел «многие были недовольны».
И ситуация только ухудшилась после ухода Морхейма с поста в 2018 году. Многие сотрудники говорили, что усиленный надзор со стороны Activision, призванный улучшить ситуацию, только ухудшил положение дел в отношении проявлений сексизма. Руководство подталкивало сотрудников соблюдать совершенно нереалистичные сроки и трудиться с меньшим количеством ресурсов, что увеличивало уровень стресса и переработок на всех уровнях организации.
Отчасти, это сказалось и на качестве выпускаемых игр, примером чего может быть Warcraft III: Reforged. Проблемы игры связывают с недостатком системы управления и финансовым давлением со стороны Activision. Разработчики говорили о том, что зачастую сталкивались с жуткой усталостью, тревожностью, депрессией и так далее.
Некоторые сотрудники называют Activision Оком Саурона над Blizzard. Постоянные урезания бюджета, переводы сотрудников и многое другое вынудило руководство буквально сражаться за ресурсы. В результате, некоторые из руководителей отделов зачастую не сообщали о внутренних проблемах, так как это могло вызвать нежелательный интерес со стороны старших.
Activision Blizzard заявляют, что стараются сохранить уникальную идентичность Blizzard, попутно создавая безопасную и справедливую рабочую обстановку. Однако, дела в последнее время обстоят несколько иначе. Недавний пересмотр системы оценки производительности труда вынуждает руководителей чаще негативно высказываться о подчиненных, что приведет к менее щедрым премиям и снижению оплаты труда в целом. Некоторые сотрудницы боятся, что это лишь больше развяжет руки менеджерам в их попытках дискриминации, что приведет к усугублению существующей проблемы.
комментарии (0)