По поводу Heroes of the Dorm можно много говорить. Начиная с самого очевидного — турнир перенял классическую американскую модель призов, которая до этого давно уже себя зарекомендовала в баскетболе, бейсболе и американском футболе. Речь идет о стипендиях.
Забудьте о том, что это кажется немного странным, когда молодые люди сражаются за возможность закончить обучение без огромного долга банку, потому что это настолько по-американски как и полосы со звездочками.
Даже те зрители, которые никогда не были знакомы с киберспортом, начинали заинтересовываться соревнованием, потому как для них было что-то понятное в этом турнире — борьба за стипендии.
Концепция университетских соревнований добавляет еще и другие фишки, которые можно использовать, не последней из которых является привлечение других студентов для поддержки своей команды. Например, матч Беркли против Аризоны — это по умолчанию огромная толпа зрителей. Команды в свою очередь поддержали это начинание создателей турнира, называя свои команды в стиле американских спортивных команд, типа «Золотые медведи» из Беркли.
Вспомните о том, как Valve продвигала The International через «Компендиум». Эта наклеечка в игре помогла набрать денег и для призового фонда, и окупить затраты на организацию, но бесспорно, целью этой акции были уже играющие люди, хардкорщики, которые уже любили игру.
Аудитории Dota 2 и LoL огромны, но циркулируют в себе же — публики никогда не будет больше, чем в игре. Riot Games, кстати, тоже додумалась запустить турнир для студентов колледжей, лигу NACC, но не додумалась заполучить себе партнера для трансляций, такого как ESPN. Почему? Да потому что если вы не играете в LoL, то вам на него плевать.
Blizzard явно пытается сделать из HotS первый шаг, который позже им позволит смешать киберспорт с другой играющей аудиторией, людьми которым не обязательно играть в игру, чтобы получать удовольствие — они могут просто посмотреть пару матчей.
Мы подходим к специфике дизайна игры, который, к счастью, является только частью запущенного компанией процесса, а не его главной целью: на HotS проверяют то, что будут во всю применять в Overwatch, жанр и стиль которого позволяет покрывать ещё большую аудиторию.
Этот стиль мышления и есть причина, по которой трансляция Heroes of the Dorm оказалась на ESPN. Хотя для сообщества это решение показалось странным, ведь любой житель страны, отличной от США, не мог смотреть ESPN (в Европе нельзя купить подписку на EPSN), к тому же даже те, кто живут в правильной стране должны были заплатить за подписку на кабельное телевидение.
Не то, чтобы Blizzard пытались оттолкнуть текущую аудиторию, они просто очень хотят заполучить себе людей, смотрящих телевизор, а не играющих в игры, помимо плюсов для проекта от его трансляции по всей стране.
Со стороны ESPN любой вариант развития событий был выигрышный. Финал турнира транслировали по EPSN2, одному из девяти каналов, что позволило каналу оставить основной фокус своей аудитории на привычных вещах, типа playoff баскетбола, хотя это был вечер воскресенья — явно не прайм-тайм.
Blizzard скупила море рекламных мест, что помогло ESPN получить доступ к аудитории, до которой он обычно не достает. Расчеты канала показывали, что Heroes of the Dorm целится на рейтинг 0,1, что не звучит так уж и впечатляюще, но на самом деле это от 100 000 до 130 000 зрителей — если написать это по-другому, то выйдет половина трафика Twitch в тот же вечер. Правда, несмотря на прямое сравнение, Blizzard при помощи ESPN добрались к той аудитории, к которой Twitch доступа не имеет.
Heroes of the Dorm также выявил, что короткая длина матчей нравится не только игрокам, но и зрителям. Мне не нравится смотреть матчи Dota 2 или LoL, потому что они длятся по часу. Так же не нравится это и каналам — их просто напросто нельзя прервать на рекламную паузу без перекрывания рекламой какой-то части этого самого матча. HotS же подходит для телевидения намного лучше, чем его сверстники.
Короткая длительность матчей HotS, а именно 15-20 минут — не единственная вещь, которая удобна не только игрокам, но и зрителям. Визуальный стиль, как и всегда у Blizzard, сделан таким образом, чтобы происходящее можно было считывать как можно проще. Не обязательно называть HotS красивой игрой, потому что она стремится к масштабируемости и ясности. Но это симпатичная игра, где мгновенные действия игроков понятны зрителям.
У HotS есть и другие преимущества перед конкурентами по киберспорту. Вариативность в плане карт здесь реализована гораздо лучше, герои намного более яркие, а звуковые эффекты просто несопоставимы — когда в HotS умирает персонаж, то сопровождающий звук похож на гонг небес.
Что ещё более важно, дизайн механик HotS был очень сильно переработан в изысканную сторону: HotS это даже и не MOBA, потому что по сравнению с классикой этого жанра здесь мало жонглирования характеристиками, нет тупой системы предметом и отчуждающей терминологии. Вам не нужно будет изучать HotS, чтобы понять что происходит на экране.
Cтремление к ясности заходит даже дальше. Последний патч для игры включил специальный функционал от Heroes of the Dorm — вид зрителя, в котором иконки заменяются более понятными.
Команды и полоски здоровья участников тоже выделены цветом и сделаны так, чтобы их было легко понимать. То, что вылазит поверх геймплея, максимально упрощено, как и в трансляции на ESPN. То есть на экране нет мини-карты, нет полоски опыта, всего одно табло для показа убийств, целых сооружений и живых участников.
А вот показанная во время трансляции мини-карта была катастрофой, потому что иконки на ней были слишком малы, чтобы хоть что-то понять, но понятно, что со временем её сделают нормальной. Я думаю, что даже до ближайшего турнира.
Всю эту оптимизацию интерфейса проводили только для зрителей, потому что когда вы смотрите обычный спорт, то единственное что вы хотите, да и ожидаете увидеть поверх, собственно игры, это табло со счетом.
Очевидно, что в случае киберспорта с этим сложнее, но будем надеется, что со временем мы будем наблюдать только все более и более изысканные варианты интерфейса для режима зрителя. Ведь нет никаких причин, по которым Sky Sports захотела бы выводить на экран характеристики игрока постоянно, когда идет трансляция игры в футбол. В то время как в игре полной чисел, как HotS, подобного нет.
Единственная вещь, которую организаторы упустили — это эквивалент такой фигуры как Мадден. Хотя это и не стало результатом плохого подбора комментаторов, что как раз наоборот — их роли заняли привычные для Blizzard Шон Day[9] Плотт, Ник Tasteless Плотт и Дэн Artosis Штемкоски вместе с Мануэлем Grubby Шенхейзеном и Тимом Trikslyr Фрэйзиром, а также парой экспертов.
Проблема заключается в том, что нет человека-ветерана. Хотя это и очевидно, игра ведь даже не вышла. Многие важные моменты комментаторы иногда анонсировали очень слабо: «Просто фантастически фантастическая командная работа!».
Такие незначительные промашки не должны заслонять факт того, что это был дебют на большом сетевом канале, и Heroes of the Dorm провели профессионально и гладко. Все шло своим чередом, начиная от комментаторов на фоне хлопающих фанатов за стойкой, заканчивая клубными цветами для каждой команды и замечательных эффектов для каждого игрока, которые показывали за спиной персонажей во время предматчевого выбора героев.
К тому же можно было наблюдать энтузиазм и страсть от обычных игроков, чего обычно не дождешься в профессиональном спорте, а зрелище было ещё того лучше.
Возможно «зрелище» и есть то ключевое слово, которое мы ищем. Heroes of the Dorm ощущался как событие, которое показывают в живую, а не просто транслируют. Это может показаться чрезмерно мило, но за тем в зале и аплодировали этими классными палочками (где они их вообще берут?), а когда одна из команд выбрала Потерявшихся викингов на пике, то от шума и гама на верхней части арены у меня даже дома создалось впечатление что я нахожусь там, на арене.
Финал прошел по схеме best of 5, между ранее непобедимыми «Золотыми медведями» из Беркли и «Командой мечты» Аризоны. «Золотые медведи» показывали себя лучше во время командных сражений, часто переворачивая с ног на голову заведомо плохой расклад. Первый матч показал, насколько эффективными их тактики бывают, так как все сражение они доминировали и положили на лопатки «Команду мечты» 1-0.
У команды из Аризоны с напыщенным названием стратегия заключалась в выполнении заданий конкретной карты, что является очень важным аспектом игры. Во втором матче, пусть и сложном, но мы увидели как они доминировали над «Золотыми медведями» благодаря этой тактике.
Следующие два матча проходили со схожим раскладом: «медведи» превосходили в прямом противоборстве, в то время как Dream Team контролировали карту и давили на противников. Я не могу сказать насколько просто следить за игрой для не-игрока в HotS, потому что я играю в нее, но игры в трансляции были чертовски интересны и прошли на очень высоком уровне.
Решающий матч закончился ошибкой. Dream Team после пуша базы «медведей» перегруппировалась и попыталась телепортироваться к себе на базу, но «медведи» нашли их в траве и беспощадно набросились. Они растерзали Диабло за секунды и начали прорыв к базе, что дало им преимущество для крупного пуша и GG. Беркли радовались призу, который достигал сотен тысяч долларов, в то время как Аризоне осталось только грустить об упущенной возможности.
Некоторые из нас наблюдали за матчем вживую. Одно из самых интересных решений Blizzard: на Twitch было позволено стримить ESPN2 до начала финального сражения. Я смотрел стрим с ещё десятью тысячами людей, когда во время второго матча все трансляции ESPN2 на Twitch были остановлены.
Это произошло в интересный момент времени, ведь до этого я смотрел трансляцию минимум пару часов. Twitch, конечно, могли перебанить пиратов и раньше, а Blizzard/ESPN явно знали, что такого рода активность будет. Но все же они дали нам почувствовать вкус соревнований, посмотреть всю рекламу, а перед самым финалом забанили, причем абсолютно всех стримеров за раз.
Обычно бы я согласился с фразой «а не нужно было пиратить!», но сейчас я так поступить не могу, потому как для не-американцев законного способа посмотреть трансляцию даже за деньги не было.
Heroes of the Dorm стал бета-тестом для киберспорта. Даже на этой стадии Blizzard смогла правильно спроектировать основные принципы и задать высокую планку: легко читаемые действия во время игры; игра, которую интересно смотреть; высокий ритм во время матчей.
Вопрос, найдут ли такого рода трансляции свою аудиторию за пределами Twitch, остается открытым, но то, каким образом пытается найти ответ на этот вопрос Blizzard, способствует только развитию киберспорта в целом — с ростом соревновательного гейминга игры должны выходить за рамки уже имеющейся аудитории.
HotS является единственным в своем роде, потому как дизайн игры игнорирует прихоти современных MOBA и возвращается к истокам жанра. Heroes of the Dorm показывает, что благодаря этому игра может избавиться от многих предположений о том, чем должен быть киберспорт, и привести его к более светлому будущему.
Источник: Rock, Paper, Shotgun. Переведено специально для MMOBoom.ru.
комментарии (4)