Давайте знакомиться. Меня зовут Алексей и моё альтер-это в World of Warcaft представлено нежитью-магом по имени Тэми, обитающем на сервере Свежеватель Душ в славной гильдии Феникс. В своем блоге я бы хотел поделиться с читателями своим опытом игры магом в нынешнем PvE-контенте, в частности в Колизее и различных его вариациях. И хотя не за горами уже обновление 3.3 с Цитаделью Ледяной Короны, далеко не все успели пройти, например, Испытание Великого Крестоносца на 25 человек.
Магом я начал играть сравнительно недавно — полтора года назад. И за это время я успел повидать многое, если не все. Почему мой выбор пал именно на мага, а не на приста, друида или там воина? Решающий аргумент сейчас звучит достаточно смешно, но размышлял я примерно так:
В рейде 25 человек, из них большую часть составляют дамагеры. Это значит, что если мне вдруг нужно будет куда-то отойти во время рейда, или я паче умру где-то посреди боя, это не станет причиной вайпа или задержки рейда. Ну подумаешь, один из 16 дд отошел. В худшем случае кикнут и возьмут другого, в лучшем — просто позволят мне афкать и/или вагонить . К слову сказать, во многих начинающих гильдиях встречаются дд, которые именно этим и занимаются во время боя. Ну да не будем о грустном.
Оглядываясь на те наивные мыслишки, я сейчас отчетливо понимаю, в чем именно я был не прав. И пусть заядлые ненавистники PvE плюются желчью, утверждая что PvE-шники — крабы, и занимаются они совершенно бесполезным делом. Или еще большее и не менее распространенное мнение о том, что мол никакие скрипты не заменят реального противника на Арене. Есть конечно и в этой мысли здравое зерно, но почему тогда хваленые PvP-батяни и PvP-матрёны не могут даже Ульдуар полностью пройти? Ответ прост: ни у одного обычного игрока просто не хватит времени уделять равное внимание обоим аспектам игры. А те же, кто это совмещает, добиваются в обоих областях серьезных успехов. Но речь не об этом.
С тех пор как я поднял максимальный (тогда еще) 70-й уровень, я особенно не задумывался о всех этих вещах. Проще всего было одеться в PvP-шмот, и поэтому я сидел сутками напролет на БГ, фармя хонор на сет а2. Чуть позднее, с открытием русских реалмов, я переехал на сервер "Пиратская Бухта", где и познакомился со своей первой PvE-гильдией — "Эпикс". С этого момента для меня открылся новый взгляд на мир Warcraft: с рекаунтами, босс-модами, выбеганиями/отбеганиями из луж и ежедневными 4-х часовыми рейдами. До сих пор я отчетливо помню, как гильдия траила Короля Маулгара, а я в своем а2 принимал на себя огненные шары. Это было действительно захватывающе и очень необычно. Я искренне надеялся, что идея с магами в качестве танков продолжит свое существование в WoTLK, но ребята в Blizzard почему-то решили иначе.
Так прошли первые полгода моей игры. Средненькие места в DamageDone, такой же DPS — таким был мой маг перед релизом 2-го аддона. Я не сильно беспокоился об этом. Контент к тому времени был уже достаточно занерфлен, так что никакой надобности выжимать все соки из своего чара не было.
И так случилось, что одновременно с релизом Wrath of the Lich King я открыл для себя ежей. На форуме американской гильдии Elitist Jerks происходили поистине увлекательные обсуждения. Вот оно оказывается где топ маги брали себе спеки!
Так как надо как-то структурировать поток информации, давайте это будет первая часть.
Elitist Jerks
Язык ежей — это сухой, но всем понятный язык цифр. Запомните первое: вы конечно очень крутой маг и все такое, но полагаться на интуицию выбирая себе спек — не всегда наилучшая идея. И уж точно вряд ли вы держите рядом с компьютером блокнотик с вычислениями урона в разных билдах. Знание английского приветствуется, но ключевая информация представлена там в виде понятных таблиц, графиков и прочей математической бабуёвины. Взглянув на первые сообщения в темах, вы почерпнете для себя базовую информацию, от которой дальше и будете плясать в различных игровых ситуациях. Почему простой спам Чародейских вспышек проигрывает обычной ротации в аркан-спеке? Почему многие маги забивают все камни просто на спд, не следя за сокет-бонусами? Сколько же, черт побери, нужно рейтинга меткости, который нужно набрать, что бы не забивать себе голову еще одной проблемой? Насколько рейтинг крита круче рейтинга скорости в фаер-спеке? Да вы и сами наверное можете придумать десяток другой вопросов, которые нуждаются в ответах, пусть и не сиюминутно. Поверьте на слово — все подобные вопросы вдоль и поперек обмусоливались сообществом EJ, и как венец успеха — результат дискуссии представлен в первом сообщении соответствующей темы.
Вы наверняка наткнетесь на этом форуме на весьма интересную прогу — Rawr.
Не стану рекламировать сей продукт, просто перечислю его основные функции:
- Умеет оценивать каждую вещь с точки зрения прироста DPS. При этом отдельно считается DPS для одной и той же шмотки, но с разными камнями.
- Умеет вычислять "сферический дпс мага в вакууме". Иными словами, каким был бы ваш DPS, если бы вы долбили манекен в течении 10 часов. При этом есть множество опций, таких как бесконечная мана, баффы рейда и так далее, для создания более реалистичной модели боя.
- Умеет загружать вашего персонажа прямо с армори, менять энчанты, камни и так далее.
Одним словом, форумы Elitist Jerks — кладезь весьма полезной информации. Если вас действительно это заинтересует, вы можете читать их хоть каждый день, как настольную книгу. Я лично захожу туда только после обновлений, почитать на какие вещи нужно ориентироваться в новом обновлении, и как изменения в талантах и заклинаниях влияют на DPS.
Если вы этого еще не поняли, то мотайте на ус информацию, которая является противоположной тому, о чем я писал в начале. А именно — никто не возьмет вас в рейд, если вы не покажете достойный урон. Ни одна уважающая себя гильдия не станет держать в рейде мага, который выдает слабый урон, как минимум, по сравнению с другими классами. Особенно сейчас, когда аркан-маги явные лидеры в рекаунте. Вряд ли предел ваших мечтаний — сидеть на замене в какой-нибудь местной Энсидии. Ваш урон — это именно то, из-за чего вас взяли в рейд. Иногда, благодаря выдающемуся урону, Рейд Лидер может даже закрыть глаза на некоторые фэйлы во время боя. Об этом ниже.
Понимание эвента
Небольшой ликбез. Эвент — любой заскриптованый бой с боссом. Любой босс в бою действует по определенному списку правил и у каждого босса есть определенный набор способностей. Игроки во всемирно известных гильдиях могут обойтись без долгого и нудного изучения эвента (обратите внимание — именно эвента, а не тактики), в основном от безвыходности — времени на PTR не достаточно для получения полной информации, поэтому многие вещи приходится делать наобум. Им можно. Их многолетний опыт и навык игры не вызывает сомнений. И они вынуждены так поступать, поскольку именно с их подачи потом появляются различные варианты стратегий боя и описаний этих эвентов. Другое дело — самые обычные рейдовые гильдии. Я не буду сейчас углубляться в то, как разные гильдии подходят к изучению предстоящего боя. Я рассматриваю все через призму мага. И дальше только об этом.
Важность понимания эвента я осознал для себя, к сожалению, достаточно поздно. И до сих пор об этом жалею. Знаете, умение выдавать хороший урон складывается из двух вещей — из умения дамажить по статичной цели и умения оставаться при этом живым. Уже потом, с опытом, вы научитесь интуитивно правильно выбирать моменты для нанесения максимального урона и для распределения кулдаунов.
Как научиться дамажить по статичной цели я описал немного выше, в превью к ежам. Кто-то где-то когда-то сказал умные слова — мертвые не дамажат. Эти слова целиком оправдывают необходимость понимать, что происходит вокруг. Когда Валь'кира будет использовать смертельную воронку? Как у Сартариона ходят волны лавы? Почему нельзя стоять кучно на Нордскольсих чудовищах? Не зная этих и других вещей, вы имеете серьезный шанс умереть. Если вам все же скомандуют разуть глаза — вы потратите несколько секунд, соображая что же делать и куда бежать. А это драгоценное время. Особенно неприятно, когда вы поджигаете все свои АП, вены и тд, и через несколько секунд вам нужно убегать хрен знает куда с висящими на вас усиляющими абилками. Ну и в довершение букета неприятностей вы получите по шапке от РЛа.
Отчасти спасти положение помогают рейдовые аддоны. Deadly Boss Mod, BigWigs Bossmod или Deus Vox Encounters. Я лично предпочитаю последний. Читать обзор Deus Vox Encounters.
Но аддоны всего лишь показывают таймеры и уведомления. Как реагировать — зависит от способностей босса и от конкретной тактики вашей гильдии.
Понимание эвента так же подразумевает под собой тот факт, что вы не будете бездумно жарить босса по самое не балуйся, пока хилер, например, таскает на спине снобольда. Его смерть, или, как минимум, невозможность эффективно лечить повлечет за собой вашу смерть, а как следствие... мертвые не дамажат!
Умение реагировать "на лету"
Это менее важный параграф, чем предыдущие два, однако умение быстро и правильно реагировать на происходящее вокруг добавит вам еще +20 к скиллу. Хочу рассмотреть случай, который за время моей игры происходил как минимум несколько раз.
Наверняка вы все помните такого чудного босса, как Мимирон. И многие из вас делали, или хотя бы траили его хард-мод. Так вот, у этого босса на первой фазе есть такая замечательная способность, как Заряд напалма. Кидается она на произвольного человека в рейде, и поражает всех, кто стоит в 5 ярдах от него. В сложном режиме несколько таких дебаффов одновременно висящих на рейде не отлечиваются. И я часто видел картину, когда народ вроде как стоял рассредоточено, а потом какой-то умник подбегал к другому и оба получали зарядом по башке. РЛ штрафовал обоих, хотя второй человек имел, на его взгляд, железное оправдание — "Это Вася ко мне подбежал". Кто по вашему виноват?
Не будем углубляться в половые трудности переходного возраста и другие причины, заставившие персонажа с ником Василий прибежать к вам, отметим, однако, что ничто не мешало магу во-первых изначально выбрать позицию, куда другие игроки при всем желании не захотят бежать, но при этом оставаясь в зоне досягаемости хила, а во-вторых — просто блинкануться в свободное место, даже если там вы не достанете до босса какое-то время. Вы останетесь живы!
Научившись оценивать окружающую обстановку, вы никогда не попадете в подобные ситуации — выживете и без труда выедете на первую строчку по нанесенному урону.
Со временем придет умение очень тонко понимать эвент. Например, подгадывать использование Защиты от огня или Защиты от магии льда так, чтобы получить бонус от таланта Колдовское поглощение. Или использовать Ледяную глыбу, чтобы избавиться от фира на Ониксии, или от Испепеления плоти на Джараксусе.
Анализ своих ошибок
Как завещал дедушка Ленин — учиться, учиться и еще раз учиться. Смело могу подтвердить тоже самое и про World of Warcraft. Сколь круты бы вы не были, всегда найдется человек, делающий что-либо лучше вас.
Сменив гильдию, я познакомился с магом, который первое время очень сильно обгонял меня почти на всех эвентах. До этого я был твердо уверен, что я непоколебимый топ-1 маг всея Орды (утрирую конечно, но факт есть факт — я явно недооценивал других магов). Наблюдая за игрой своего нового согильдийца, я постепенно начал отмечать определенные вещи, которых сам не делал. После чего сидел и размышлял, не в этом ли причина такой разницы в уроне? В последнюю очередь я обратил внимание на разницу в эквипе (как ни странно, т9.232 и т9.245 маги при равных условиях и равной степенью кривизны рук выдают практически идентичный DPS и DamageDone). Ключевые вещи при этом — это тринки и оружие. Сопоставив все различия между нами, я таки отыскал свои ключевые ошибки и мой урон поднялся до соответствующего уровня.
А вывод из этой истории очень прост — никогда не поздно учиться. Ведь именно умению учиться, а не каким-то конкретным предметам, учат нас в школах, институтах, университетах и так далее.
Заключение
Если вы дошли до сюда — значит вам все же что-то из этой статьи понравилось. И мне уже приятно. Хочу сказать в заключение, что маг, как класс, сейчас живее всех живых. И кому, как не нам, это знать. А при должном обращении маг становится именно тем, кем и был задуман изначально — мощнейшим оружием массового поражения!
комментарии (12)