Индустрии страха и ужасов уже не один десяток, а то и сотня лет. С каждым поколением изменяются те способы, как нас пытаются заставить дрожать от страха, а вместе с ними и штампы, которые используют создатели чудовищ и монстров. Ничто не стоит на месте — все изменяется, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Вместе с тем, прогресс так таковой есть и будет всегда.
Сегодня на склад нашей Horror-кухни поступила партия первосотрных клише, используемых по всему миру и почти в каждой сфере ужасов. Использование этих клише — это стандартный процесс штамповки ужасов. А их успешные преобразование и доработка — это настоящий талант.
Итак, дорогие читатели, вперед. Рассмотрим каждый из штапов самым пристальным образом и ответим на вопрос: "Как же нас пугают?"
1. Непредсказуемая предсказуемость.
Начнем с клише, которое вдохновило меня на написание этой статьи. Чтобы избежать спойлеров и вашего панического страха перед каждым элементом штампа, что будут описаны далее — я немного изменю структуру задумки разработчиков, чтобы оставить смысл прежним.
В ходе прохождения второй части "Амнезии", я столкнулся со следующей сценой: ров полный монстров, а над ним подвешен, на вид, хлипкий мост. Само собой, он должен был провалиться. Сохраняем игру, идем по мосту, иии... Ничего. Мы успешно перешли на другую сторону, а мост даже не шелохнулся... Хорошо, продвигаемся дальше. Снова такой мост. Ну тут-то точно провалится! И опять нет. По крайней мере разработчики не стали вводить банальный переход в игру.
Вроде как и все, если бы не одно "но". Когда мы пробегаем по мосту №3, в полной уверенности, что он не рухнет — все происходит как в басне про мальчика, который кричал "волк", на третий раз действительно мост рушится и мы попадаем в объятия чудищ.
Клише: очевидный переход к запугиванию;
Оригинальное решение: несколько раз убедить зрителя в ложности убеждений, а на очередной раз подтвердить их и напугать.
2. Необычный человек в необычном месте.
Стивен Кинг в своем учебнике-автобиографии по писательскому мастерству "Как писать книги" говорил, что большая часть удачных задумок основывается на том, чтобы поместить главного героя (героев) в необычную обстановку и описать то, как он себя в ней поведет.
Возьмем самый простой пример из творчества ныне правящего короля ужасов — "Куджо". Рассказ и одноименный фильм снятый по ее сюжету. Если свести всю историю до формулы, которую придумал Кинг, то получится следующее:
"Куджо" = (мать и малолетний ребенок + сломанная машина на "пустыре") + сенбернар зараженный бешенством.
При этом залог успеха заключается в том, что каждый элемент этого равенства должен быть необычным. В нашем случае мы имеем мать, готовую свернуть горы, чтобы защитить сына, собаку, которая совсем недавно была любимцем этой семьи и, само собой, необычное место, обеспечивающее абсолютное одиночество и беспомощность — "пустырь" (для краткости и исключения элементов сюжета, именно так называю место, где находилась машина в момент атаки собаки).
Клише: человек + место
Оригинальное решение: необычный человек в необычном месте
3. Гигантомания.
Речь пойдет о фильмах и рассказах, где главные герои сталкиваются с неким существом, размеры которого превышают все мыслимые реалии человека. Примеров масса, начиная от единичных фильмов, как "Монстро" ("Cloverfield") или "Тихоокеанский рубеж", и заканчивая многосерийными франшизами, как "Годзилла", "Челюсти", "Тварь" ("The Beast") Д.Блекнера.
Вопрос лишь в способности фильмов такого вида нас напугать. Хотя они по большей части и позиционируются, как фильмы ужасов, на поверку они указываются скорее легкими триллерами или боевиками с качественными спецэффектами. Вы согласитесь, что мало какой фильм из вышеперечисленных или им подобных сможет вас заставить бояться.
Наше же внимание должна занимать гигантомания, обобщенная с мощной предысторией или с эффектным сюжетом. Начнем с потрясающего классика-фантаста Герберта Уэлса и его книги "Война миров". Машины, которые уничтожали все на своем пути — гигантские роботы-треноги. Многие знают об этой книге, но мало кто в курсе, что сам писатель реализовал эту книгу, как радио-спектакль. Эффект на слушателей был потрясающим. Все, кто включал радиостанцию, на которой вещал фантаст, не с самого начала, думали, что это новости, и, что на землю действительно вторглись инопланетяне.
Другой яркий пример — это, само собой, творение бессмертного Г. Лавкрафта "Зов Ктулху". Этот писатель создал существо, которое будет жить вечно, если не на дне Тихого океана, то точно на полках классики ужасов. Ктулху отличен от всех своих гигантских "собратьев" в первую очередь множеством легенд и мифов, которыми овеял его Лавкрафт, а фанаты творчества, подхватив эту волну, расширили ее до недосягаемости. Множество книг, фильмов, комиксов, игр, в которых упоминается Ктулху. (Подробнее я обязательно расскажу о нем в одной из следующих статей.) Фактически, зная, чем так ужасен Ктулху, мы начинаем в первую очередь бояться именно него самого, а не его колоссальных размеров.
Итак,
клише: гигантомания;
оригинальное решение: грамотно выстроенный вокруг "гиганта" сюжет, как вариант, основанный на некой предыстории.
4.Замкнутое пространство.
Здесь все очень просто для понимания, но очень сложно в реализации этого на практике. Чем меньше пространство и больше количество человек (в разумных пределах), тем насыщенней получится эффект нагнетающего страха.
Фактически, любой сюжет построенный на этом клише, в большинстве своем, имеет два варианта исхода: провал или шедевр. Все зависит от сюжетной линии.
Разберем два фильма основанных на замкнутом пространстве и начнем с провала — это "Когда звонит незнакомец". Девушка работает няней — в доме лишь она и двое детей — и ночью раздается звонок человека, который, как выясняется в последствии, находится в доме и наблюдает за ней...
Все было очень многообещающе, но в итоге мы получили весьма затянутый фильм, отдаленно напоминающий "Крик" — будто весь фильм — это одна большая сцена погони из последнего.
Другой же пример был на удивление хорошо снят режиссером с весьма неоднозначными работами — М.Н. Шьямаланом, и фильм назывался "Дьявол".
Пять человек застревают в лифте небоскреба на довольно длительное время. Кульминация начинается, когда во время сбоя электричества (погасшего света) одного из героев убивают. Как говорит нам аннотация к фильму "они узнают, что один из них — сам дьявол".
Потрясающий фильм, с хорошим, нагнетающим сюжетом. Конечно, он не лишен недостатков, но на фоне других работ Шьямалана — этот фильм прекрасен.
Клише: замкнутое пространство
Оригинальное решение: чем меньше площадь помещения и больше людей, тем более насыщенными будут ощущения.
5. Кровавые сцены.
Очень многие фильмы, используют этот штамп без существенных изменений. Корректировке подвергается лишь три фактора: количество кровавых сцен, присутствие сопутствующих элементов (мышцы, органы) и детализация. Под последней подразумевается решение вопроса: покажут нам лишь лужу крови или же то, как она появилась.
Остановлюсь, наверное, на самом кровавом фильме, в котором все вышеназванные факторы выкручены до предела. Это серия фильмов "Восставший из ада". Оговорюсь, что ниже пойдет речь о фильмах, к которым не имеет отношения создатель одноименной книги и режиссер первого фильма — К.Баркер, а именно частям со второй по девятую.
Если обобщить все фильмы — море крови и сопутствующих элементов, в сопровождении жутких палачей ксенобитов и ужасных орудий расчленения. Ужаса или страха нет — лишь неприятные ощущения от потраченного времени на фильм.
Кровь, которой нас так часто любят "пугать" — по сути своей ничем особенным не отличается. Само собой за исключением тех, кто страдает гемофобией (боязнь крови).
Большинство знакомых врачей на ваш вопрос: "А тебе страшно на операциях?", — ответит, что в виде крови, мышц или органов нет абсолютно ничего страшного. Все операции естественны, другой вопрос — страх перед обезображиванием (аварии, несчастные случаи и т.п.). Вот это молодому врачу всегда тяжелее преодолеть.
(Написано со слов врача)
Так как же все-таки использовать этот штамп, чтобы нас напугать? Если вы уловили идею предыдущих клише, то поймете, что ответ прост — сюжет и главные герои. Если акцент делается именно на них, а кровь и т.п. лишь сопутствующие элементы, тогда действительно получится напугать — вселить в нас тревожное чувство, сопряженное с поворотами сюжета. Само собой, речь идет о франшизе "Пила".
Очень многие не смотрят эти фильмы лишь из-за того, что там присутствуют жестокие сцены, фактор визуализации которых довольно силен. Ох, если бы все, кто его сознательно не смотрят, знали насколько сильный сюжет скрыт за всем этим...
В предыдущей статье я размышлял об умении остановиться, при создании сиквелов. Если в случае "Восставшего из ада" был однозначный провал, то в случае "Пилы" вышел шедевр.
Клише: кровавые сцены;
оригинальное решение: сильный сюжет, детально проработанные главные и второстепенные герои, кровавые сцены служат не для сюжета, а для создания атмосферы.
6. Реализм.
Довольно часто используемый штамп — забыть о мистике и фантастике, спуститься с небес на землю и рассказать о том, что и кто нас окружает. Удачных примеров использования этого клише много, но не всякий способен заворожить именно необычным — обволакивающим чувством страха.
Начнем с книги Б.И. Эллиса "Американский психопат" и одноименного фильма, снятого по этому роману. Главный герой — Патрик, обычный, преуспевающий бизнесмен, ведущий, как всем кажется обычную жизнь. Однако, за всеми достижениями и качествами главного героя скрывается жестокий маньяк-убийца. Как видите, никакой фантастики — чистейший реализм, пугающий в первую очередь двуличностью главного героя.
Наш второй пример — это работа бессмертного Хичкока, его фильм "Психо" Во многом построенный вокруг главного злодея сюжет становится еще более необычным, когда мы узнаем "причину" такого поведения.
Само собой этот фильм так же известен, одной из самых знаменитых сцен убийства в истории кино.
Клише: реализм;
оригинальное решение: построение сюжета вокруг интересного и детально проработанного главного героя/злодея.
7. Отцы и дети.
Речь идет о том, на что способен родитель, если его ребенку угрожает опасность. Самый простой пример данного клише — фильм снятый по игре "Silent Hill" (сделаем вид, что сиквела, а соответственно и его сюжета, который был хуже оригинала, никогда и не было). Не вдаваясь в подробности, мать ищет свою дочь Шерон, которая пропала в городе Сайлент Хил и никакие чудовища ее не остановят на пути к цели.
Это довольно простой пример, который весьма проигрывает сюжетным линиями серии игр "Silent Hill". Интересный ход был сделан в фильме с Робертом Де Ниро — "Игра в прятки". Отец, работающий психологом, пытается "спасти" свою дочь от воображаемого друга, который заставляет девочку делать ужасные вещи.
Итог фильма, когда все становится с ног на голову, делает использование этого клише уникальным. Именно за это фильм стоит того, чтобы его посмотреть
Остаются лишь три примера штампов индустрии ужасов. Именно те, которыми злоупотребляют и те, которые до сих пор не получили достойного — переработанного воплощения.
8. Мистификация
Пойдем по возрастающей степени не проработанности. Мистификация, как своеобразное отражение реализма используется повсеместно и многие работы действительно получаются сильными и запоминающимися, но есть одно проблема — они практически не вызывают у нас страха.
Возьмем как пример фильм уже упомянутого М.Н. Шьямалана — "Знаки".
9. Внезапность.
Я рассказывал про высокобюджетные скриммеры — они как раз и являются примером штамповки однообразных фильмов, без каких-либо попыток доработки. Я говорю о серии "Паранормальное явление".
10. Отвращение.
Если бы меня попросили составить список самых отвратительных (тошнотворных) фильмов ужасов, то на первое место безусловно вышел бы фильм "Человеческая многоножка". Я не стану выкладывать фото или трейлеры этого фильма. Если у вас возникнет желание узнать, что это за фильм — взгляните сами, даже трейлер выворачивает на изнанку.
Расскажу лишь общее направление сюжета — сумасшедший ученый решает сшить трех человек вместе и создать тем самым человеческую многоножку.
На этом все, дорогие читатели, благодарю за внимание, за ваши отзывы и оценки. Напоследок небольшое видео, чтобы разрядить впечатление от десятого пункта моей статьи — вернемся к "гигантомании" и посмотрим на ток-шоу "Звонки для Ктулху".
P.S.
Пользуясь возможностью, посвящаю эту статью своему другу и в очередной раз желаю ему скорейшего выздоровления
комментарии (3)