Кажется, пора бы уже разобрать, что к чему.
Спровоцировал меня на эту статью вот этот пост. Лично мне позиция автора показалась весьма странной, и я решил, что стоит высказаться самому.
Цель данной статьи ответить на такие вопросы, как: Что же все-таки лучше? Во что рады играть игроки? Стало ли лучше? Что бы я сделал для улучшения игры? В конце мы к ним вернемся.
Я бы хотел рассмотреть три аддона — Классик, Вотлк и Дренор. Почему именно их? Ну, потому что вышло так, что вотлк стал золотой серединой всего вова, и так им и остается. А Классик и Дренор это попросту две крайности. Бк немногим легче классики, а Панды немногим труднее варлордов. Катклизм же получился уж слишком неоднородным: то упор на хардкор, то на казуальство -буквально отображение всей истории вов в одном аддоне.
Итак, я хочу рассмотреть некоторые игровые ситуации, и сравнить их между собой в разных, не побоюсь этого слова, эпохах. Что ж, давайте начнем. Осторожно, статья будет очень длинная. И помните, это просто мои рассуждения, хотя я и стараюсь мыслить объективно. Всегда рад вашим комментариям.
1) Прокачка
Ваниль:
При достаточно бодрых темпах прокачки, путь до 60 уровня проходился где-то за месяц. При более расслабленных темпах, соответственно, много больше. Даже 10 уровень брался часов за 10 игры. И в этом нет ничего плохого: тогда подход к прокачке отличался, и это была своя отдельная игра внутри игры. Причем, квесты были распределены так, что вам приходилось в любом случае путешествовать по миру, и выполнять квесты сразу в разных локациях (что создавало миру какой-то объем, что ли).
Как и на хайлвл, нужно было иметь хорошую экипировку для облегчения своей жизни (были даже эпики! Выбив себе который, вы могли не заботиться о смене шмотки в данном слоте еще долгое время. А некоторые шмотки даже зачастую были бисом даже на 60 уровне), качать профы и прочее и прочее.
Был так же и еще один, жирнейший минус и связан он был с нехваткой времени при разработке (имхо): каждый класс отвечал за какую-то определенную роль, и ни шагу в сторону. Танк — только воин. Друиды кидали озарение, а остальные способности удалялись с панели за ненадобностью. Паладины же наоборот вели веселыю жизнь баферов по кд.
Дренор:
100 лвл берется за неделю ну очень расслабленного кача. И это без твинко шмота. Десятый лвл берется за 20 минут, 15 еще за 20, а затем забываете о большом и интересном мире и окунаетесь в бесконечные данжи. А если вы все-таки пойдете квеститься, то сразу столкнетесь с проблемой того, что даже не дойдя до середины квестовой цепочки, вы уже перерастете локацию. Кардинально отличается подход к прокачке: теперь это лишь препятствие на пути к капу.
А если у вас есть твинко шмот, то прокачка является для вас не более чем изнурительной прогулкой до любимого макдоналдса. Сам шмот является топовым на каждом уровне, ни одна шмотка ни из какого подземелья не обгонит золотистую надпись ни по характеристикам, ни по значению.
Баланс же как кот Шредингера: он вроде бы есть, но выгода играть за определенный класс/спек все равно есть. Поэтому ханты всегда в топе. Всегда.
Вотлк:
Прокачка лайтовая, но интересная. По моему мнению, в этом аддоне от нее получаешь наибольшее удовольствие: хочешь — делаешь себе потихоньку квесты и исследуешь мир, хочешь — ходишь по инстам в твинко шмоте. Кстати, тогда он еще не был сверхсильным, он был скорее заменой синьке из данжей, и поэтому мог быть на время заменен на ту же синьку, но более крутую.
Если же выберете квесты, то, в отличии от классики, вам хватало одной локации для прокачки определенного брекета. Так что вы просто шли по квестовым цепочкам, практически не пропуская сюжет. Это оставляло простор для разнообразия: начав новым персонажим, вы могли пройтись по другим локациям.
По поводу баланса... все было довольно хорошо. Да, это была эпоха фейсрола (знаменитые паладины воздаяния, рестор шаманы и их чайник), но за некоторые классы наоборот было сложно играть. В общем-то, был выбор, и это хорошо. Но оп классов, как таковых, я не припомню. Ну кроме дк, которых нерфили весь аддон.
2) Рейдовый контент
Ваниль:
Долгая подготовка, долгие сборы, выбивание сколько-то нибудь стоящих шмоток для похода. Затем прохождение первого тира, второго тира, Ан'Киража, выполнение по пути кучи квестовых цепочек. И вот он — Наксрамас. Или не вот. Огромная цепочка квестов, оканчивающаяся фармом репутации в Некроситете. Наконец, вы долгие месяцы фармите Наксрамас. И проходите его.
Весьма долгое и нудное занятие. У вас появляется мысль о том, что все это было зря. Но вот на вас выбегает чужестранец из противоположной фракции. И вы разносите его парой ударов. Вы удивляетесь. Затем возвращаетесь в столицу по делам и замечаете, что вокруг вас столпились толпы более низких по прогрессу персонажей. И вы понимаете, что пусть это и виртуальный мир, но как же приятно чего-то здесь добиться. Что ваши труды не были напрасными.
Дренор:
Стартовый шмот для рейдов берется из заданий гарнизона. Затем вы идете в ЛФР. Рейдовый контент на этом закончен, ничего нового вам не выдадут. Будет все то же, только с бОльшими цифрами, и лучшим шмотом. Собственно, смысл и энтузиазм что-то проходить теряется. В конце-концов, будет следующий аддон, а там новый шмот, новые рейды...
Вотлк:
Для казуалов есть бадж раны, которые позволят одеться в неплохой шмот, уделяя игре по паре часов в день. А затем можно набрать десятку пугов в нормал ЦЛК или даже сразу в ХМ.
Более хардкорным игрокам можно сколотить статик, зачистить старые рейды, и начать пытаться одолеть лича в 25 ХМ. Для разнообразия можно попробовать одолеть хардмоды Ульдуара.
Никаких ограничений на попадание в рейды нет. Способов добыть экипировку так же было несколько. В принципе, была даже некоторая свобода действий, что любопытно.
В конце концов, была мотивация. Одолеть самого Короля-Лича! Только ради этого хотелось одеться и найти себе гильдию. А то и собрать ее самому.
Еще добавлю, что вплоть до каты существовало такое занятие, как зачистка треша перед первым боссом. Таким образом, набивалась репутация и выбивались эпики для одевания или продажи на аукцион.
3) ПВП
Ваниль:
Да-да, сейчас будет про то самое пресловутое Мировое ПВП.
До введения бг люди справлялись сами, использую в качестве поля битвы тот же Хилсбрад. Но как только бег ввели, эти шалости быстро прекратились. Что, однако, не убило стычки в местах прокачки, которые жили аж до Вотлка. Связано это было, разумеется, с тогдашней прокачкой.
Но давайте о жирном минусе: баланса попросту не было. Если вы не играли за: воин, маг, разбойник, то даже мечтать 14 ранге вам стоило разве что если вы знали свой и чужие классы на все сто процентов и у вас была толпа личных хиллеров, которые были в сети, готовые к вам присоединиться 24/7.
Ну и часами длившиеся бг. Когда они могли продолжаться днями. Прямо рай для тех, кто любит биться в центре варсонга:
Дренор:
Казалось бы, достигнут какой никакой баланс, убрали всякие ненужные обезоруживания, станы и... как-то скучновато стало. К тому же, без различных способов обезвредить противника, сведения различий между классами к минимуму и прочим "упрощениям" игра превратилась в "Кто кого первый застанит?". Многие пвпшеры свалили из игры именно по этой причине.
Если брать массовое ПВП, то Ашран провалился, но тут я не буду винить разработчиков, они лишь решили попробовать что-то новое в этой нише (впрочем, если они будут в дальнейшем делать что-то подобное, то я первый кину в них камень).
Вотлк:
Золотая середина. Ворваться можно практически за все спеки и классы. Есть более сильные сетапы, но не без этого.
Хотя была одна большая и больная проблема для тех, кто предпочитал избегать рейды и не мог носить топоры — люди с Шадоуморном. Вот они то могли задать жару. Впрочем, он стал широко распространен только под конец аддона.
В нише массового ПВП царствует ОЛО, которое до сих пор вспоминают с теплотой. Даже после введения баланса в составы сторон, это все равно было отличное времяпрепровождение. И даже его катаклизмовская копия в виде Тол Барада, как бы его не ругали, как по мне была вполне неплоха.
4) Времяпрепровождение
Тут конкретно о том, чем мы занимаемся между делом. Рутина, короче говоря.
Ваниль:
Фарм. Много фарма. По сути, игра на хай лвл без него не существовала. А купить голду в надежде раздобыть нужные вещички на аукционе быстро останавливали ограниченные ресурсы кошелька: голд добывался медленно и с трудом, и стоил соответственно.
Впрочем, можно вспомнить о том, что прокачка персонажей сама по себе была занятной. Так что многие игроки просто начинали качать нового персонажа, помогая ему мейном.
Дренор:
Зайти в гарнизон за каждого твинка. Может быть сделать дейлики в Танаане, чтобы получить нефть, чтобы дать задания, корабликам, чтобы завтра зайти в гарнизон...
Можно разве что заняться коллекционированием маунтов, питомцев и шмота для трансмога. Но этим можно заниматься не только в Дреноре, смекаете?
Вотлк:
Дейлики, виклики, прокачка альтов (которая все еще была интересна), баджраны. Всего понемногу. Ну и стоит отметить, что впервые в этом аддоне появились достижения, ими тоже многие занимались.
5) Получение шмота и его внешний вид
Ваниль:
Очень долгий и упорный труд. Зато каждая шмотка ценилась как пересаженная алкоголику почка. Вспомните, если кто играл до катаклизма, свои первые наплечники или шлем. Такая радость!
Дизайн шмота ценится и по сей день. Пусть полигоны и текстурки архейской эры епты хыы, но художники выкручивались с помощью воображения. Поразительно.
Дренор:
Мало мальски годный шмот получается в гарнизоне. Вам даже выходить из него не нужно. Докатились.
В крайнем случае, можно походить в ЛФР. В общем, одеться за два дня проблемы нет вообще.
Касательно дизайна, я считаю, все не так плохо. Шмот, пусть он и скучный, но выдержан в тематике аддона. Оружие так вообще шикарное (не считая того, что оно ну никак не похоже на металлическое. Скорее на камень какой-то).
Вотлк:
Шмот можно было получить в инстах, рейдах и за баджи. Способов достаточно и для казуала, и для хардкорщика.
Вот тут в меня начнут лететь камни... ну или еще больше камней, но по дизайну шмота это самый провальный аддон. Не считая парочки сетов Т10 (накс вообще в расчет не берем, его шмот пришел прямиком из классики), дизайн всех сетов полный отстой. Он либо однообразный до жути, либо вообще противный (Т10 шаманов). Причем тематикой тут не оправдаешься, таких сетов можно пересчитать по пальцам, да и это скорее всего будут удачные варианты.
7) Социальные связи
Ваниль:
Собственно, нормально играть, будучи оторванным от общества, было, конечно, реально, но крайне затруднительно. Говорить о каком-то соло на хай лвл контенте было бы большой и грубой глупостью.
Дренор:
Вы просто сидите в гарнизоне и проходите игру. Даже в ЛФР можно не проронить ни слова, и если вам сказать, что это такое испытание искусственного интеллекта, то вы, может быть, даже поверите.
Вотлк:
В патче 3.3 ввели ЛФГ, что упростило поход в инсты. Но в рейды до сих пор нужно было собираться самому, да и пойти фармить баджи, опять-таки, удобнее было, собрав полную группу самому.
А вспоминая раздражавшие когда-то Даларанские лаги, что-то плакать хочется.
Ну и лагодром от ОЛО до фиксации составов. Это могло изредка сервер положить. И это было весело, черт возьми.
8) Вызов. Цель. Для чего мы тут?
Ну и, наконец, каков наш стимул тратить драгоценные часы?
Ваниль:
Собственно, развитие своего альтер эго. Как уже упоминалось, каждая добытая потным трудом синька, не то что эпик вызывала неподдельные радость и восторг. Прохождение же рейдов было интересно в первую очередь сложностью попадания в них, как это не парадоксально. Вам просто хотелось стать одним из тех немногих, кто таки зашел в ту самую фиолетовую воронку и вышел оттуда победителем.
В общем, игра ставила испытания, преодолевание которых давало удовлетворение.
Дренор:
Трудно себе представить, но сегодня можно купить прохождение рейда. И даже анрол шмота себе. Даже не верится, если честно.
Так же, суммируя все сказанное выше, в игре просто не осталось непреодолимых преград. Неделя — это все, что вам нужно, для того, чтобы победить Архимонда. Неделя. Да, если вы пвпшер, то взять Глада будет куда дольше, но основным костяком игры всегда было ПВЕ. И интерес к нему убит напрочь.
Что ж, спустя часы написания всего этого, можно ответить на заданные вопросы.
Так же все-таки лучше? Во что рады играть игроки?
По сути, Ваниль и Дренор это две крайности. В крайностях самое лучшее — это середина. Да-да, снова Вотлк. Ну а что поделать? Да и цифры говорят сами за себя: на пиратках вотлка до сих пор толпы народу, этот аддон любят и ценят именно за равные возможности для разных каст игроков.
Стало ли лучше?
Это можно было бы отвести в отдельную категорию, но лучше распишу одним абзацем.
Что-то лучше, что-то нет. Прогресс идет, и с точки зрения механик и удобств игра стала в разы лучше: большинство аддонов теперь встроены в игру, система фазирования позволяет менять мир в реальном времени и тому подобное. С другой стороны — Близзард использует их как-то странно и, можно даже сказать, криво.
Огромный тому пример, размером со слона в комнате, — это Гарнизоны. Вот он, наш родной клочок земли, и он только наш (старт аддона не в счет)! Вот только внутри, казалось бы, динамичной зоны, нас ждет сплошная статика: здания стоят только на определенных местах, как и сам гарнизон. Обещания различных дизайнов построек и дислокаций гарнизонов так и остались пустыми словами.
В общем, технологически игра хорошеет, как конечный продукт же она становится скучнее и скуднее.
Посмотрите, какой няшкой стал Тралл.
Ну и наконец. Что бы я сделал для улучшения игры?
Много чего.
Перво-наперво: нужно полностью поменять подход к прокачке (скорее всего я даже напишу об этом отдельный пост). Это должно быть увлекательное приключение-обучалка, а не препятствие на пути к настоящей игре.
Далее — убрать ЛФР, либо сделать сделать его присутствие незначительным. Например, добавлять ЛФР версию рейда после выхода следующего тира. Для последнего тира аддона добавлять ЛФР через полгода, у нас все равно он год длиться, так хотя бы разнообразие будет.
Заодно это скостит множество версий одного и того же шмота, что ведет к слишком быстрому росту характеристик.
Перестать пытаться делать чаще аддоны, и делать чаще обычные обновления. В последнее время контента в игре есть ровно на месяц, дальше можно смело отменять подписку до следующего патча. Причем даже в Пандарии не было такого безобразия. Пусть будет как раньше: аддон раз в год, зато эти два года будут заполнены контентом. Тем более, в сюжете куча дыр.
Вернуть сценарии, — это же всем нравилось! Близзард, зачем вы собственно золото закапываете в могилу? Отличное времяпрепровождение. Вообще не вижу здесь логики.
ФУХ. Что ж, я вроде как высказался. Скорее всего вспомнил не все, что хотел бы рассказать, но и этого получилось достаточно много. Спасибо за прочтение, если вы вдруг себя добрались, и вперед в комментарии, если у вас есть свое мнение о чем-либо. Извините за очепятки, если были, просто проверять всю эту простыню... ну вы понимаете.
P.S. Те люди, что утверждают, что мне обязательно надо взять Гладиатора и пройти ЦАП в эпохальном режиме, дабы считать контент закрытым. У меня к вас вопрос. Вот допустим я недавно прошел третьего Ведьмака вдоль и поперек: исследовал все засекреченные места, собрал все возможные ведьмачьи сеты и выполнил все квесты, что смог найти.
Есть только одна проблема — я сделал это на 3 уровне сложности. А есть еще 4-ый. Мне надо сделать то же самое на 4 уровне сложности, чтобы считать игру пройденной?
комментарии (134)