Забавно, но получилась почти автобиография…
Тюрьма комфортного режима
Моё мнение на это тему менялось со временем. В итоге сейчас я придерживаюсь точки зрения радикально противоположной от изначальной.
90е
В 90е я не знал другой формы распространения софта кроме пиратской. Наверное это можно сказать о многих на территории России, а может и всего СНГ особенно если речь идёт о глубинке. Пиратские диски — единственная возможность получить ПО. Я даже не знал тогда, что они пиратские.Потом меня занесло в Питер (да я из глубокой *опы ) и я видел в магазине «настоящие» диски. Я думал это магазин зажрался и продаёт «фотошоп» за какие-то безумные деньги, да при том ещё и на диске кроме него ничего нет. Зачем такой гнилой развод, когда на рынке на диске ещё, и «винда», и антивирус и «автокад», и полный набор преферансов с куртизанками? Больше всего меня здесь поражало, что: «там же ещё куча места!» В общем тогда я был за пиратские диски, а крутость программы оценивал по занимаемому объёму. Хотя не совсем осознавал, что они собственно пиратские.
Начало 00х
Время шло, я взрослел и стал понимать, что на самом деле мир IT устроен немного по-другому. И мои кассеты для ZX Spectrum тоже были ворованными (по сути)!!1 Сначала я стал покупать лицензионные игры (дешёвые на пробу) и заметил, что перевод от «Фаргус» не самое лучшее, что можно получить за деньги (хотя Fallout'ы в нём я прошёл с удовольствием). Потом я поставил пару обновлений на «Космических рейнджеров 2» и наблюдал на форумах стенания о поисках кряков, а у меня всё работало. И я стал выбирать для себя лицензионные игры просто потому, что это работало и имело поддержку, а я люблю, знаете ли, последние версии. В общем особой идейной подложки под моим выбором не было. Я покупал игры дороже потому, что хотел какой-то гарантии.При этом я играл на пиратском сервере в ВоВ Я думал он одинаковый, а зачем мне такой же ВоВ за деньги да ещё и с рейтом х1? Это было ровно до тех пор пока ВоВ не появился официально в России с триальным периодом… После этого я осознал всю ущербность любого пиратского софта и больше с ним не связывался.
Конец 00х
Я не был каким-то особенным (тогда) и тоже использовал винду, но стал целенаправленно искать замену ломаному софту. Что не мог заменить — искал подходящее, но подешевле и покупал (антивирус, например). Сама винда тогда у меня была тоже лицензионная — корпоративная (да да, прямо от компании где работал, а не с торрента), а у жены был ноут — тут всё ясно. В общем у меня всё работало и обновлялось. При этом я периодически пытался пересесть на Linux (а в начале даже как-то на NetBSD — админские отголоски ), но как-то проблемы с железом и софтом не позволяли в нём жить. Постоянно приходилось выживать.10е
Я совсем состарился и окряк, ушёл во фриланс и стал размышлять о бренности всего сущего, снёс винду и пересел на Ubuntu (благо заматерела), купил Xbox 360 и завёл блог с новостями про него. Естественно, я не стал его прошивать и в новостях про игры часто затрагивалась тема их лицензионности. На форумах по прежнему продолжались вайны на тему того, что «воровал, воровать буду и внукам завещаю». В итоге я окончательно сформулировал свою точку зрения, своё понимание ситуации и свои принципы, идеологию если хотите, которым я стараюсь следовать.Идея
Наблюдая за всем этим я заметил одну особенность — потребитель считает, что контент (я буду использовать этот более общий термин для всего интеллектуального продукта, что подпадает под копирайт, чтоб было понятно, что речь не только про игры) создаётся чтобы ублажить его любимого. Но на самом деле он создаётся с целью заработать. Контент который создаётся больше с целью распространения имеет другие лицензии вроде CC, GPL, MIT, BSD и т.д. и т.п.И я пришёл к выводу, что если просто по-человечески относиться к производству контента (поставить себя на место автора), то я не должен использовать пиратский контент, какие бы я оправдания для себя не придумывал. Что бы я не говорил это всё равно останется банальной кражей.
Т.е. человек/компания создаёт игру/книгу/песню/кино/сериал рассчитывая на какую-то модель монетизации. Он создатель и владелец созданного. Бесплатно он бы вообще не начинал этим заниматься. Он придумывает лицензионную политику и цену для своего продукта — он вправе это делать. Не важно насколько он уже богат и как легко он может размножить свой продукт — это не моё дело. Я могу или согласиться с его условиями или не использовать его продукт. У меня не может быть оправданий вроде «он создал его за копейки, а продаёт за рубли, при том копия ничего не стоит». Это меня не касается. У него есть бизнес-модель построенная на этой лицензионной политике и стоимости. По совести я могу или участвовать в ней или нет. Я не должен красть это просто потому, что мне очень хочется, денег жалко, а украсть легко.
Есть много оправданий у любителей халявы, вроде музыканты зарабатывают гастролями, есть музыканты которые выкладывают свою музыку бесплатно — пусть все так делают, майкрософт не обеднеет, этих сериалов у нас не выпускают, деньги до автора не доходят. Я повторюсь, но я считаю, что это не наше дело. Если мы считаем бизнес-модель не правильной — не надо воровать этот продукт, как ни странно мы этим его поддерживаем, мы косвенно его рекламируем, поднимаем популярность. Надо его игнорировать и когда продаж не будет или они будут не такими как планировалось — автор задумается и пнёт своё издательство или вообще уволит к чертям собачечкиным и что-то изменится. Но всё равно это его выбор и его решение.
Нет/жалко денег? Не играй, не смотри, не слушай, не читай! Ищи альтернативы, а если они не нравятся — ничего не попишешь, покупай оригинал.
комментарии (23)